11.01.2013
ОС ОП: новый закон — новая коллизия
Как известно, с 1 января 2013 г. вступил в силу закон об обязательном страховании ответственности перевозчиков — и тут же потребовалось вмешательство Минфина для исправления создавшейся коллизии: расчет утвержденных правительством тарифов выполнен, исходя из 3% отчислений в резервы компенсационных выплат и 20% расходов на ведение дела (РВД), а то время как действующее законодательство позволяет страховщику самостоятельно определять структуру тарифа.
В отличие от прочих видов обязательного страхования, законом об ОС ОП право правительства определять доли РВД и отчислений в резервы не установлено, что отдает распределение долей на откуп страховщику. Дабы устранить этот законодательный парадокс, Минфин разработал поправки, восстанавливающие права правительства на определение структуры тарифных ставок (предполагается, что она будет аналогична структуре прочих видов обязательного страхования).
В пояснительной записке к проекту Минфин отмечает опасность завышения доли расходов на обязательное страхование, ведущего к занижению страховых резервов страховщика на эту же процентную величину, а значит — и к возможной финансовой несостоятельности страховщика, а также опасность занижения доли резерва на компенсационные выплаты, что может лишить профессиональное объединение страховщиков возможности осуществления компенсационных выплат в требуемом объеме.
Устанавливающий структуру тарифной ставки документ страховщик ОС ОП должен предоставить при получении лицензии на этот вид страхования, однако, несмотря на то, что срок вступления закона в силу наступил, лицензию на новый вид страхования пока не получила ни одна страховая компания. Только в последних числах декабря были утверждены правительством необходимые для получения лицензии документы (в частности, Постановление №1484 от 30 декабря 2012 г. регламентировало порядок определения количества пассажиров для расчета страховой премии по договору ОС ОП).
Учитывая сложившуюся ситуацию, о полноценном функционировании закона об ОС ОП можно будет говорить не раньше начала весны 2013 года. Впрочем, никто еще не забыл нововведение прошлого года, когда вступление в силу закона об ОСАГО и ТО едва не повергло в коллапс всю систему «автогражданки».