01.03.2012
Обязательное страхование - не панацея: страховщики не хотят страховать отношения юрлиц
Как известно, обязательные виды страхования — это гарантированные сборы для страховщиков, однако если за ОСАГО и обязательное страхование владельцев ОПО отечественный страховой рынок бился годами, то предложенный недавно новый вид обязательного страхования вызвал у профильных игроков лишь сомнения относительно того, есть ли у государства стратегия развития страхового рынка и понимание задач обязательного страхования.
Речь идет о выходе крупнейшего отечественного монополиста ОАО РЖД с предложением обеспечить обязательной страховой защитой его отношения с производителями подвижного состава: с начала текущего года ситуация, связанная с эксплуатацией грузовых вагонов, в которых присутствует литье производства ПАО «Кременчугский сталелитейный завод» и ЗАО «Азовэлектросталь», оценена как критическая (порядка 21 тыс. вагонов в ходе проверок, проведенных 3-8 февраля, классифицированы как потенциально опасные).
Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям практически мгновенно услышала железнодорожного монополиста, и уже 17 февраля Минпромторг, Минтранс и Минфин получили предложение подготовить законопроект по введению нового вида обязательного страхования — страхования ответственности производителей железнодорожной техники.
Почему же перспектива появления нового сегмента рынка не обрадовала страховщиков? По мнению представителей страховых компаний, обязательное страхование уместно по отношению к третьим лицам, в то время как отношения юридических лиц легко регулируются в рамках договорных отношений, которые, собственно, для того и существуют, чтобы четко прописать ответственность сторон.
Гендиректор компании «Ингосстрах» высказал идею о том, что отношения ОАО РЖД и вагоностроителей могут быть обеспечены дополнительной защитой в виде обычной страховки или банковской гарантии, однако подобный вид обязательного страхования абсолютно неуместен.
Нецелесообразность обязательного страхования видит в контексте событий и президент
ВСС Андрей Кигим, подчеркивая, что в этой ситуации уместнее говорить о финансовой ответственности производителей, а также о налаживании механизма проведения техэкспертизы, которая выдавала бы сертификат качества товара и несла бы за сертификацию финансовую ответственность.