17.02.2013
Обязательное страхование для одного страхователя
Министерство транспорта РФ подготовило и 14 февраля 2013 г. опубликовало проект закона, учреждающего новый вид обязательного страхования — страхование ответственности перевозчика за причинение вреда (ущерб имуществу, ущерб здоровью граждан, нарушение жизнедеятельности, вред окружающей среде) при перевозке опасных грузов по железной дороге.
Обнародованный законопроект мало чем отличается от принятых в последние два года законов о страховании гражданской ответственности владельцев опасных объектов (ОС ОПО) и перевозчиков (ОС ОП): подготовленные по единому шаблону, все эти законы предусматривают одинаковые размеры выплат (ущерб имуществу юрлица — 500 тыс. руб., ущерб имуществу физлица — 360 тыс. руб., нарушение условий жизнедеятельности — 200 тыс. руб., ущерб здоровью — до 2 млн. руб. + 25 тыс. руб. на погребение каждого умершего). Возмещение ущерба окружающей природной среде предусмотрено в соответствии с законодательством РФ.
При этом Минтранс предлагает установить предельные размеры страховых тарифов по типу того, как это сделано для ОС ОП: установление класса опасных грузов и определение тарифа по каждому из рисков в расчете на единицу веса (объема) груза с учетом влияющих на степень риска факторов (в том числе — технического состояния контейнеров и подвижного состава перевозчика).
Законопроект также оговаривает необходимость создания профобъединения страховщиков и формирования перестраховочного пула и компенсационного фонда, которые будут гарантировать выплаты по обязательствам выбывших с рынка страховых компаний.
В течение 10 дней с момента обнародования данного законопроекта его проверкой на отсутствие коррупционной составляющей будет заниматься независимая экспертиза. Изюминка планируемого нововведения состоит в том, что в силу самой формулировки «перевозка опасных грузов по железной дороге» потенциальный страхователь в этом виде страхования только один — фактический монополист ОАО «Российские железные дороги», входящий в тройку крупнейших транспортных компаний мира и являющийся важнейшим оператором российской сети железных дорог, владеющим и ее инфраструктурой, и значительной частью подвижного состава.
Речь не идет о прочих видах транспорта (хоть это было бы целесообразно), но не секрет, что подобный закон РЖД давно лоббировал в Думе в надежде переложить на страховщиков свои расходы.