19.06.2025
Концентрация на страховом рынке продолжает усиливаться
По итогам первого квартала 2025 г. десять крупнейших страховых компаний аккумулировали почти три четверти всех премий — 73,7% против 68,3% годом ранее. Этот рост подтверждает продолжающееся перераспределение рыночных долей в пользу сильнейших игроков. В среднем лидеры увеличили сборы почти на две трети, а выплаты — в 2,7 раза. Уровень выплат у них также значительно выше среднерыночного: 78,4% против средних 71,3%.
Лидером страхового рынка стала компания с государственным участием СК «Сбербанк страхование жизни», ранее занимавшая третье место, — ее премии выросли в 4,6 раза, а доля достигла 27,9%.
В десятке произошли заметные перестановки: с 1-го на 5-е место опустился один из крупнейших игроков в сегменте страхования жизни ООО «АльфаСтрахование-Жизнь», потеряв 17% премий (единственная компания в топ-10 с отрицательной динамикой). Ушло из топовой десятки ПАО СК «Росгосстрах», зато в списке лидеров появился новый игрок — «Совкомбанк страхование жизни», поднявшийся сразу с 18-й позиции.
По данным регулятора, к концу первого квартала текущего года на российском страховом рынке действовало 208 участников — это на 4 компании меньше, чем годом ранее (или -1,9%). Основную часть составили страховые организации — 131 компания, что эквивалентно 63% от общего числа. Еще 20 компаний (9,6%) работают как страховые брокеры, а 57 участников (27,4%) представляют общества взаимного страхования.
На фоне укрепления крупных игроков отдельные участники топ-10 продолжают расти за счет развития нишевых сегментов. Так, Группа «Зетта Страхование» увеличила бизнес в сегменте non-life на 10% в годовом выражении. Особенно динамично развивалось корпоративное страхование: премии по грузам выросли на 72%, по финансовым рискам — почти в полтора раза, по строительно-монтажным рискам — на треть. Существенный вклад также обеспечили имущественное страхование юрлиц и ответственность — оба направления прибавили по 20%.
Рост бизнеса стал логичным продолжением структурных изменений: после завершения консолидации трёх компаний под брендом «Зетта» группа укрепила дистрибуцию и обеспечила непрерывность обслуживания клиентов.