14.02.2019
КонфОП исследовала дискриминационные условия в российском страховании
Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) по результатам собственного исследования сообщила: в отношении инвалидов, онкологических больных, ВИЧ-инфицированных и беременных из 27-ми страховщиков не содержат дискриминационных условий только пять.
Исследование было проведено в 2018 г. в период с июня по ноябрь и охватило 16 регионов России, в подборке представлены крупнейшие страховые компании, реализующие свои продукты через банки. Объектом изучения стали правила, используемые страховщиками при страховании от несчастных случаев и страховании жизни и здоровья.
Правила эти в отношении проблемных категорий клиентов выглядят так:
1. СПИД/ВИЧ-инфицированные
· клиенты на страхование не принимаются вовсе, а наступившие в результате инфицирования события не признают страховыми (треть изученных страховщиков);
· случаи признаются страховыми только при наличии соответствующего пункта в договоре;
· предлагается страховку на особых условиях.
2. Онкобольные
· отказ в страховании — 5 из 27-ми компаний;
· отказ без дополнительных оговорок и условий признавать возникшие осложнения — 4 компании;
· страхование исключительно на особых условиях — все остальные.
3. Лица с инвалидностью
· не принимаются на страхование — более 15% страховых компаний;
· страхуются на особых условиях — 8 из 27-ми компаний.
К проблемным клиентам большинство страховщиков относят и беременных женщин, приравнивая будущую мать к инвалидам и тяжело больным: полисы трети компаний не покрывают случаи, наступившие из-за осложнений в ходе лечения бесплодия или родов (в том числе смерть в результате беременности); у большинства страховщиков предусмотрены особые условия — как правило, повышающие коэффициенты.
Также в КонфОП увидели необходимость для определенных видов добровольного страхования увеличить «период охлаждения». В частности, до 30-ти дней предложено продлить возможность отказаться от полиса в страховании заемщиков и в инвестиционном страховании жизни, что объясняется сложностью предлагаемых продуктов и потребностью глубоко анализировать правила страхования.