03.05.2021
Количество жалоб на страховщиков в I квартале 2021 г. выросло
Банк России поделился информацией о повышении количества жалоб на страховщиков: в I квартале текущего 2021 г. оно возросло на 4% (до 8,5 тыс.), включая жалобы на мисселинг, число которых увеличилось почти в 1,5 раза. Драйверами активизации обращений потребителей финансовых услуг стали быстрый рост числа розничных инвесторов и оживление большинства рынков после снятия ограничений из-за пандемии.
Число жалоб регулятору в январе-марте превысило 63 тыс., что на 5,7% больше в годовом сравнении. С февраля текущего года ЦБ РФ внедрил новую методику фиксации обращений: теперь поступающие в одном обращении жалобы разделяются по тематике. На сайте регулятора сообщается, что корректировка в статистике с учетом такой разбивки произойдет в 2022 г.
В банковской сфере рост жалоб связан, прежде всего, потерей гражданами денег из-за мошеннических действий неустановленных лиц (жалоб такого рода стало больше в 2,6 раза). Одновременно с этим по тематикам, находящимся в фокусе внимания поведенческого надзора, потребители жаловались меньше (в потребительском кредитовании число жалоб снизилось на 8,5%, в ипотечном — на 14,5%).
Также в Банке России зафиксировали увеличение в 1,6 раз числа жалоб на участников рынка ценных бумаг. Причиной общего роста жалоб на страховые компании стали сегменты страхования жизни и страхования от несчастных случаев и болезней. В центре повышенного внимания оказались и продажи одних продуктов под видом других (так называемый мисселинг).
При этом в отношении мисселинга более половины всех жалоб относятся к банкам: чаще всего проблемой становилась продажа в банковских офисах под видом «вкладов с повышенной доходностью» полисов инвестиционного страхования жизни. Именно в связи с необходимостью разрешить эту проблему ЦБ РФ активно участвовал в разработке законопроекта, направленного на установление правил продаж финпродуктов.
Как отмечают в Банке России, законопроект даст возможность регулятору в случае нарушения этих правил применять меры надзорного реагирования.