17.02.2012
Как в России обязанности между полицией и страховщиками делили
Непоследовательность отечественных законодателей приобретает масштабы, достойные вмешательства мастеров сатиры: новые законопроекты поправок к законодательству об ОСАГО, техосмотре и оформлении ДТП — готовящийся и внесенный в Госдуму — снова перераспределяют обязанности полиции и страховщиков. В минусе — как всегда, страхователь.
Проект, который был внесен 15 февраля на рассмотрение в Госдуму депутатами Натальей Бурыкиной и Владиславом Резником, предусматривает полное переложение ответственности за отсутствие таллона ТО на владельца автомобиля: страховые компании продадут полис ОСАГО при наличии действующего талона (без ограничений по сроку действия), как альтернатива — по предъявлению договора с оператором техосмотра (с указанием предполагаемой даты прохождения ТО).
Проверку наличия талона ТО снова предложено вернуть полиции с правом налагать штраф в размере 500-800 руб. (знакомо до слез, не правда ли?) Зато отсутствие талона ТО у виновника ДТП дает право страховой компании взыскать с последнего всю сумму выплаты потерпевшему, причем без наличия причинно-следственной связи между состоянием автомобиля и причиной аварии.
Страховые юристы без труда усмотрели в новых правилах ущемление прав страхователей: по статистике в 2011 г. лишь менее 1% ДТП произошло в результате технической неисправности транспортных средств, что делает возможность предъявления регрессного требования ко всякому страхователю, не прошедшему ТО, несоразмерным наказанием.
Страховщики, напротив, весьма довольны законопроектом: Игорь Иванов («РЕСО-Гарантия») видит в нем механизм замены коррупционно-карательных методов стимулирования автовладельцев к прохождению ТО на добровольно-экономические, а Михаил Рюмин («Росгосстрах») — возможность участия страховой компании в контроле над прохождением ТО.
Впрочем, у наших законодателей есть и другие интересные предложения: так депутат Вячеслав Лысаков озвучил намерение внести в Госдуму законопроект, вменяющий страховым компаниям выезд на места ДТП вместо сотрудников ГИББД, если авария обошлась без пострадавших. В теории предложение ориентировано на борьбу с пробками, на практике — способно сделать весьма проблемными вопросы установления виновника ДТП и причитающихся выплат по ОСАГО.
К сожалению, статистика РСА убедительно доказывает, что причиной 80% отказов в выплатах по Европротоколу становится именно некорректное оформление документов.