24.06.2024
АПСБ: динамика комиссий в страховом секторе
По данным ЦБ РФ за первый квартал текущего года, средняя комиссия страховых брокеров выросла до 3,6% (+1%). Общий объем комиссий остался на уровне прошлого года — 2,8 млрд. руб., что является самым низким показателем среди всех каналов продаж. Сборы страховых компаний через брокеров составили 19,3 млрд. руб., уменьшившись за год в 2,3 раза.
В Совете Ассоциации Профессиональных Страховых Брокеров (АПСБ) отметили, что первый квартал по выручке для брокеров обычно ниже, в то время как четвертый квартал — самый «высокий» благодаря возобновлению крупных полисов и программ перестрахования. Снижение сборов в первом квартале нынешнего года связано с изменениями в учете данных (в 2023 г. комиссия начислялась за весь срок многолетних договоров, а премия — за год; в этом году учет стабилизировался, и спрос на услуги брокеров остался стабильным).
Общий объем сборов страховщиков через посредников в Q-1 2024 г. составил почти 429 млрд. руб. (+ 18% в годовом сравнении). Онлайн-продажи увеличились на 57,2%, достигнув 76 млрд. руб., страховые посредники обеспечили 74,3% всех сборов страховых компаний.
Максимальная средняя комиссия — 40,1% — в первом квартале была у кредитных организаций, несмотря на снижение. Это связано с сокращением вознаграждений по страхованию несчастных случаев и жизни, где банки играют основную роль. Сборы через этот канал выросли в 1,5 раза, до 209,3 млрд руб.
Агенты-физлица заняли второе место по средней комиссии — 25,1%. В отчетном периоде они собрали около 103 млрд. руб., что на 13,9% больше, чем годом ранее. Их вознаграждение составило чуть более 19 млрд. руб. (+ 7,8%).
Третье место — у прочих посредников: 14,1% получали в среднем за свои услуги посредника лизинговые компании, медорганизации, почтовые отделения, другие страховщики, туроператоры, операторы финансовых платформ. Их сборы снизились до 49,6 млрд рублей, а вознаграждение уменьшилось до 10,8 млрд. руб. (- 57%).
Страховые агенты-юрлица заняли четвертое место с комиссией 9,2%, что почти на 5% выше прошлогоднего уровня. Сборы через этот канал выросли на 55,6%, до 30,3 млрд. руб.
Замыкают Топ-5 ключевых каналов продаж автодилеры со средней комиссией 7,9%. Их сборы увеличились на 56,5%, до 17,6 млрд. руб.: даже на фоне сокращения продаж новых автомобилей на российском рынке, вознаграждение автодилеров выросло до 6 млрд. руб. (в 1,6 раза).