Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Обратной дороги нет

Обратной дороги нет
В июне этого года Международная ассоциация бюро специальных расследований провела в Германии трехдневный семинар, посвященный борьбе со страховым мошенничеством. Почти 200 делегатов из 15 стран делились опытом и обменивались мнениями по этой проблеме.

Ситуацию на российском страховом рынке представила в докладе генеральный директор компании «Адвант-Страхование» Марина Родионова, которая была приглашена оргкомитетом ассоциации. Докладчики из других стран в своих сообщениях тоже неоднократно касались положения дел в постсоветском пространстве. И к сожалению, не по самым приятным поводам.
«Страховой случай» предлагает взглянуть на нашу страну «их» глазами и представляет вниманию читателей реферат доклада Клаэса Хьялмарссона, старшего юрисконсульта шведской страховой компании Trygg-Hansa Insurance Co Ltd. Реферат публикуется в авторской редакции без сокращений.

***

В конце 1980-х — начале 1990-х годов многие украденные (в Европе. — Прим. ред.) автомобили оказались в СССР (позднее — России). Шведским властям было сообщено, что на территории России находится более 250 угнанных машин.
В начале 1990-х годов только страховой компании Trygg-Hansa Insurance сообщили о более чем 50 украденных автомобилях, опознанных российской милицией. Информация поступила от российской милиции через Интерпол и Генеральную прокуратуру в Москве. Для взаимодействия с российскими властями был назначен работник шведской прокуратуры.

Российский интерес

Первоочередная задача российских властей заключалась в том, чтобы установить, были ли нарушены при импорте автомобилей российские законы. Безусловно, основную роль здесь играл фискальный интерес таможни. Милиция же отвечала за расследование, в частности за слежку за похищенным имуществом.

Обычное развитие ситуации

Ситуация развивалась чаще всего следующим образом: после двухлетнего бесплодного расследования российские власти заявляли, что нет никаких доказательств совершения преступления на территории России, и в результате уголовное расследование приостанавливалось. Если во время уголовного расследования транспортное средство удавалось найти, то оно уже принадлежало российскому гражданину. Шведскому же владельцу автомобиля (в большинстве случаев это была страховая компания) предоставлялась возможность подать гражданский иск против российского владельца машины.
Не было ни одного прецедента возвращения транспортного средства в Швецию по каналам милиции или прокуратуры.

Что могло быть предпринято

В Trygg-Hansa решили посмотреть, возможно ли посредством гражданского иска в российском суде, действующем согласно нормам общего права, вернуть право собственности на украденное транспортное средство. Существенно помогло делу базовое знание юрисконсультом Trygg-Hansa русского языка и российского законодательства. Действовавшее ранее российско-советское законодательство было обновлено с принятием Гражданского кодекса РФ, который стал очень схож с большинством законодательств стран Западной Европы, где приобретение угнанного автомобиля считается незаконным (см. ст. 301 и 303 Гражданского кодекса РФ). Это означает, что если бы Trygg-Hansa смогла доказать в российском суде, что рассматриваемое транспортное средство идентично угнанному транспортному средству, за утрату которого прежнему владельцу в Швеции уже выплачено страховое возмещение, то суд должен был бы передать автомобиль истцу, даже если машина была куплена ответчиком законным образом.

Транспортные средства

Из списка, предоставленного российскими властями, были выбраны два автомобиля — Mercedes E 55 AMG (стоимостью около 800 000 шведских крон) и Mercedes ML (стоимостью около 450 000 шведских крон). В случае успеха рыночная стоимость автомобилей могла бы покрыть расходы на ведение процесса.

Дело № 1

Mercedes-Benz E 55 был обнаружен московской ГИБДД. Автомобиль оказался зарегистрирован на пожилую женщину, которая не являлась реальным владельцем машины. Она жила на государственную пенсию; у нее даже не было водительских прав. Компания Trygg-Hansa наняла местного адвоката для подачи гражданского иска против зарегистрированного владельца транспортного средства. Однако машина по-прежнему оставалась в распоряжении владельца. Работать с документами пришлось довольно долго — все бумаги требовали нотариального заверения, на них должен был стоять штамп «Апостиль», позволяющий использовать их как доказательства в российском суде.
Суд вызвал владелицу в суд, но пенсионерка не явилась, и заседание прошло в ее отсутствие. Судебные издержки были умеренными.
Так как автомобиль не был конфискован милицией, произошел «угон» транспортного средства. О настоящем владельце (вероятно, это был мужчина лет тридцати, одетый в кеды и кожаную куртку и выглядевший как боксер-тяжеловес) никто больше ничего не слышал. Наш русский адвокат убедился в том, что московская ГИБДД ищет машину. Вероятно, он потратил часть своего гонорара, чтобы «стимулировать» сотрудников милиции к более интенсивным поискам. Однако машина так и не была найдена. Поскольку представители ответчика, очевидно, были связаны с организованной преступностью, у нас есть основания полагать, что они или сменили на машине номерные знаки, или продали ее в другую страну, дальше на Восток. Компания Trygg-Hansa до сих пор не закрыла дело, на случай если автомобиль объявится где-нибудь на Западе.

Дело № 2

Mercedes-Benz ML был зарегистрирован на жену состоятельного частного строителя из Санкт-Петербурга. Она пользовалась автомобилем, пока его не конфисковала таможенная администрация, установив происхождение. После того как российские власти проинформировали Trygg-Hansa об изъятии автомобиля, мы решили подать гражданский иск против владельца вне зависимости от действий таможни. Мы знали, что иск не будет рассматриваться до завершения таможенных процедур, но попытались использовать время в своих интересах.
Владелица, вероятно, дала взятку на таможне, и автомобиль ей вернули, но предварительно внесли его в реестр транспортных средств, так что он не мог быть продан или перерегистрирован на другое лицо. Trygg-Hansa пыталась подать апелляцию, но это оказалось невозможно.
Trygg-Hansa наняла адвокатов из Санкт-Петербургского филиала известной шведской юридической фирмы. Они, в свою очередь, наняли двух местных адвокатов, чтобы вести дело в суде. Ответчиков представляли высококвалифицированные российские адвокаты. Сначала оппоненты оспорили идентичность машины, ссылаясь на то, что год выпуска автомобиля по документам отличается на один год. Потребовалось немало усилий для работы с сертификатами Mercedes-Benz в Германии, из которых следовало, что VIN автомобиля является уникальным и может принадлежать только одному автомобилю. Тогда оппоненты сделали интересный ход. Они заявили, что право собственности исходного владельца, согласно российскому и шведскому законодательствам, не может перейти к страховой компании, которая урегулировала убыток, и, таким образом, автомобиль не может стать собственностью страховой компании. Пришлось потрудиться, чтобы доказать, что Trygg-Hansa является юридическим лицом и имеет те же права, что и законный владелец, в соответствии со шведским законодательством, правилами страхования и российским законодательством.
Еще интереснее оказалось заявление российской стороны о том, что преступник в Швеции был осужден по уголовному делу и Trygg-Hansa причитается денежная компенсация, точно соответствующей той сумме, которую она выплатила владельцу украденного автомобиля. Trygg-Hansa должна была представить подтверждение от судебного пристава, что преступник не оплатил ущерб и что все действия в рамках уголовного дела приостановлены в ожидании результата судебного разбирательства в России.
Местные адвокаты были убеждены, что сторона обвинения подкупила судью в местном суде и та готовится отклонить исковое заявление. Мы должны были быть на 150 % уверены, что в деле нет никаких слабых моментов, и только за несколько дней до вынесения решения суда дело было передано другому судье, а заседание перенесено. Через несколько месяцев назначили дату очередного заседания, на котором суд вынес решение в пользу Trygg-Hansa. Ответчик подал апелляцию, но спустя несколько месяцев решение подтвердил Санкт-Петербургский окружной суд.
Судебные издержки были огромными. Фактически они превышали стоимость автомобиля.

Антикульминация

Когда постановление суда вступило в законную силу, его передали в службу судебных приставов Санкт-Петербурга для возвращения автомобиля. Когда судебный пристав связался с владелицей, она с сожалением сообщила, что несколько недель назад оставила машину в гараже, откуда только что позвонили и сообщили, что ее не могут найти. Было подано заявление об угоне!

Экспортируя возвращенные украденные транспортные средства

В случае успешного разрешения дела основные трудности будут связаны с экспортом из России украденного автомобиля. Норвежская страховая компания Vesta, однако, успешно справляется с экспортом. Ходят слухи, что некоторые страховые компании платят огромный «административный взнос», для того чтобы перерезать красную ленточку. Однако это может привести к противоположному результату, поэтому таких действий следует избегать.

Международная ассоциация
бюро специальных расследований

International Association of Special Investigation Units

Международная Ассоциация бюро специальных расследований создана в 1984 году и является профессиональной ассоциацией экспертов в области страхового мошенничества.
Задача ассоциации — организация противодействия страховым преступлениям как внутри страхового рынка отдельной страны, так и на международном страховом рынке в целом. Ассоциация проводит специальные тренинги для экспертов, координирует усилия экспертов из разных стран по противодействию страховому мошенничеству, разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства в отношении этих преступлений, информирует общественность и формирует общественное мнение
В ассоциацию входят более 4000 членов по всему миру и более 40 отделений. Она объединяет заинтересованных профессионалов, близких по этическим принципам.
Европейское отделение ассоциации было создано в 2000 году. Сейчас оно объединяет экспертов из европейских стран в сеть по противодействию страховому мошенничеству в рамках Европы.
Раз в два года европейское отделение проводит семинары для членов ассоциации, во время которых происходит обмен опытом и информацией, а также налаживаются новые связи для сотрудничества.
На семинаре, состоявшемся 2–4 июня 2008 года в немецком курортном городе Бад Ноейенар, собрались более 170 участников из 17 европейских стран, а также коллеги из США, Ирана, Ливии, Кипра и Израиля. В основном это были сотрудники страховых и перестраховочных компаний, занимающиеся урегулированием убытков (AXA, Lloyds, Allianz, Munich Re, IF, TRYGG-HANSA, GenRe), а также юристы и независимые эксперты.

Заключение

Действующее российское гражданское законодательство позволяет западным страховым компаниям выигрывать гражданские иски против российских владельцев угнанных машин.
Судебные издержки могут быть значительными, если привлекаются международные юридические фирмы.
Объем работы с документами огромный, и любой недочет или ошибка могут быть использованы оппонентом и будут использованы.
Неясным остается, позволяет ли российское гражданское законодательство конфискацию транспортного средства на время судебного разбирательства. Возможно ли это практически для иностранных компаний — остается пока неопределенным. Этот момент должен явиться предметом дальнейшего анализа.
После нескольких лет использования в России цена машины драматически падает при ее экспорте обратно — на Запад. Более выгодной может быть ее продажа в России с российскими номерами. Не стоит также недооценивать трудности экспорта автомобиля.
В случае возврата автомобиля нужно решать, возможно ли предъявление альтернативных исков — или по возврату автомобиля, или по выплате его стоимости, то есть рыночной стоимости на дату судебного разбирательства.

Редакция «Страхового случая» благодарит генерального директора ООО «Адвант-Страхование» Марину Родионову за предоставленные материалы.

Содержание выпуска № 7 (29) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России