Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Мирные травмы морских воинов

Мирные травмы морских воинов
В России действует система обязательного страхования военнослужащих. Военнослужащие — это люди. Военные риски не страхуются, но в мирное время защитники Отечества сами находятся под страховой защитой. А как дела обстоят с неодушевленными военными? Хранит ли их судьба от «бытовых» неприятностей?



Россия по географическому положению, совокупности экономических и военных интересов — морская держава. Это объективная реальность. Именно поэтому состояние морской мощи России так важно для нас и сегодня, и в будущем. За более чем трехсотлетнюю историю российского военного флота случались и горькие поражения, и славные победы, но, пожалуй, самые тяжелые потери российский флот понес в мирное время, после распада Советского Союза. В течение 1990-х годов в области военно-морской деятельности России усугублялись негативные тенденции, выражавшиеся в физическом и моральном старении, сокращении корабельного и судового состава, в потере судостроительных и судоремонтных мощностей. Апофеозом кризиса военно-морских сил стала трагическая гибель атомной подводной лодки «Курск» в августе 2000 года, а затем и гибель в 2003 году выведенной из боевого состава атомной подводной лодки К-159 во время ее буксировки для утилизации.

Возрождение

Однако отметим, что за последние пять-шесть лет благодаря целенаправленной государственной политике наметились положительные сдвиги в развитии российского военно-морского флота, повышении его эффективности и боеспособности. Закладка и спуск на воду подводных лодок проектов «Лада» и «Дмитрий Донской», перевооружение стратегических атомоходов ракетами «Булава», строительство новых корветов и фрегатов доказывают: флот России крепнет. В 2006 году на воду был спущен первый после распада СССР головной корвет «Стерегущий». В 2007 году Россия впервые с 1990 года возобновила военно-морское присутствие в Мировом океане: в период с декабря 2007-го по февраль текущего года российский флот проводил крупномасштабные военные учения в северо-восточной Атлантике. И все же, по мнению высшего военно-морского командования, при нынешних темпах строительства — один-два корабля в год — через 25-30 лет в составе флота останется 25-50 кораблей.
Возрождение российского флота немыслимо без мощной государственной поддержки в форме госзаказов на строительство новых кораблей. Крупные государственные инвестиции на модернизацию существующего военного флота, а также на постройку новых военных судов, как и любые крупные и рисковые проекты, требуют надежной страховой защиты. Не следует забывать и о страховой защите проектов по линии внешнего военно-технического сотрудничества. Именно иностранные заказы в буквальном смысле спасли российскую судостроительную отрасль от полного разорения. Прежде всего, речь идет о страховании морского каско и судов в постройке, которое охватывает страхование строительно-монтажных рисков при строительстве судов, их модернизации и ремонте.

На российских вервях нередко случаются пожары, что в очередной раз доказывает необходимость получения надежной страховой защиты. Один из таких пожаров произошел в апреле 2005 года на территории ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь». Источником пожара стал застрахованный эсминец. Страховались риски в «Ингосстрахе» и «Согласии», перестраховщиком выступал РСЦ. РСЦ, выполнив свои обязательства по облигаторным договорам перестрахования, выплатил ОСАО «Ингосстрах» возмещение в размере 5 млн. рублей, а также страховой компании «Согласие» — в размере 1 млн рублей. В конце 2005 года на военном судне, которое было построено по иностранному заказу на ФГУП «Адмиралтейские верфи», случилась серьезная навигационная авария. По страховому договору
с РСЦ «Адмиралтейство» в полном объеме
получило страховое возмещение в размере
10 млн рублей.

Тернистый путь

Значительное усложнение корабельных систем увеличивает опасность возникновения различных нештатных ситуаций не только в ходе эксплуатации морской техники, но и при ее испытаниях. В последнее время на судостроительных предприятиях, выполняющих крупные контракты как по линии военно-технического сотрудничества, так и в рамках гособоронзаказа, по причине сильной изношенности основных фондов и оборудования участились различного рода нештатные ситуации и аварии, которые влекут за собой серьезные убытки для предприятия и препятствуют четкому исполнению контрактных обязательств. В этой ситуации роль страховых компаний очевидна: наличие страхового покрытия позволяет судостроителям обезопасить себя от непредвиденных расходов, связанных с потерей или повреждением строящегося судна вследствие пожара, взрыва и стихийных бедствий. Кроме того, все сделки с иностранными партнерами по линии экспорта военных морских судов содержат жесткие санкции на случай невыполнения или ненадлежащего выполнения договорных обязательств. Риски наступления таких событий также должны быть застрахованы. Для многих сегодня стало очевидным, что страхование всего жизненного цикла кораблей, начиная с этапа производства и заканчивая их эксплуатацией, является эффективной защитой от различных непредвиденных событий, гарантией финансовой безопасности предприятий-экспортеров и производителей военно-морской техники.
В настоящее время надежные страховые гарантии исполнения государственных и иностранных заказов на постройку военных судов, по сути, предлагает единственная компания — страховое открытое акционерное общество «Русский страховой центр» (РСЦ). Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings присвоило РСЦ положительный рейтинг «В» по международной шкале финансовой устойчивости страховых компаний. Компания также предлагает качественную перестраховочную защиту, которую обеспечивает действующий международный облигаторный перестраховочный договор, покрывающий риски морского каско, судов в постройке и ответственности перед третьими лицами. Используя надежную перестраховочную защиту, компания способна обеспечить покрытие рисков стоимостью более $500 млн.
РСЦ накопил значительный опыт в разработке комплексных страховых программ, покрывающих все виды строительно-монтажных и иных рисков, связанных с постройкой и эксплуатацией военных кораблей. Созданные программы реализуются на таких крупнейших российских судостроительных предприятиях, как ФГУП «Адмиралтейские верфи», ЦМКБ «Алмаз», ОАО «Балтийский завод», ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь». Предлагаемые страховые программы включают полное комплексное страховое обеспечение постройки и переоборудования надводных и подводных судов как по отечественным, так и по зарубежным заказам.

Разминирование

«Русский страховой центр» начал работу в новом году с подписания страхового договора с ФГУП «Средне-Невский судостроительный завод». Объектом страхования стал тральщик «Вице-адмирал Захарьин», на котором военные отрабатывают новейшие технологии противоминной защиты. Договор страхования покрывает риски полной гибели судна или его повреждения, а также чрезвычайные затраты в период передвижения в Финском заливе, буксировки из порта Санкт-Петербург в порт Новороссийск, а также на время проведения ходовых испытаний до подписания акта приема-передачи морского тральщика в состав ВМФ России.
Хотелось бы отметить, что в настоящее время военные корабли строятся в основном не для нужд российского ВМФ, а по линии внешнего военно-технического сотрудничества. Доля экспорта военно-морской техники в совокупном экспорте всех видов вооружений на сегодняшний день составляет 51%. Не так давно, в октябре прошлого года, уже известный нам СОАО «Русский страховой центр» и ОАО «Судостроительный завод „Северная верфь“» подписали договор на страхование кораблей военно-морского флота Алжира. В рамках этого проекта «Северная верфь» осуществляет ремонт и модернизацию двух кораблей. Двухлетний контракт с суммарным лимитом ответственности более $200 млн покрывает риски гибели и повреждения кораблей на период ремонта, модернизации и ходовых испытаний, а также гражданскую ответственность перед третьими лицами.
Перспективы развития страхования военных судов ВМФ России напрямую будут зависеть от наращивания объемов государственного финансирования. ВМФ России планирует в ближайшие 15-20 лет построить серию из 20 современных фрегатов. Первый из этих фрегатов, головной фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков», был заложен на петербургском предприятии «Северная верфь». После 15-летнего перерыва он станет первым российским кораблем дальней морской зоны, заложенным на российских верфях. Стоимость первого российского корабля этого класса составит $320-400 млн.

Содержание выпуска № 2 (24) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России