Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Финский опыт + русские проблемы

Финский опыт + русские проблемы
Международный опыт в страховом деле — ценен сегодня, как никогда. Мы медленно, но верно движемся в сторону развитых стран несмотря на политические препоны; в перспективе у нас вступление в ВТО, а значит, есть прямой резон выходить на контакт с зарубежными коллегами.
Владимир Михайлов
специальный корреспондент
портал «Страховой случай»

Такой контакт состоялся 2 октября, на круглом столе, в котором приняли участие финские страховщики. Тема встречи: «Противодействие страховому мошенничеству и возможности сотрудничества между представителями российского и финского рынка». Планировалось обсудить возможности сотрудничества представителей российского страхового рынка с коллегами из Финляндии. Организаторами круглого стола выступили компания «Адвант-Страхование» и Союз страховщиков Петербурга и Северо-Запада при содействии Инспекции страхового надзора по СЗФО. Вела мероприятие генеральный директор компании «Адвант-Страхование» Марина Родионова, а с приветственной речью выступил руководитель Инспекции страхового надзора по СЗФО Кирилл Михалевский.
С российской стороны в мероприятии приняли участие ведущие игроки страхового рынка, что говорит о заинтересованности наших страховщиков в международных связях, а также подтверждает серьезность и насущность затронутых в выступлениях проблем. «РЕСО-Гарантия», «Русский мир», «Росгосстрах-Северо-Запад», «Ренессанс-Страхование», «СОГАЗ» — вот далеко не полный список компаний-участников. С финской стороны, помимо страховых бизнесменов, присутствовали представители ряда общественных и государственных структур, имеющих отношение к страхованию.

«Наш» выход

Как уже было сказано, без международного опыта в страховании нам никак не обойтись, если уж мы решили идти в кильватере своих более развитых западных соседей. Но как могут взаимодействовать российский страховой рынок и страховой рынок западных стран? Есть ли условия для плодотворного сотрудничества? Эти вопросы не звучали в ходе круглого стола, но каждый из присутствующих, вероятно, был ими озадачен. Встреча была выстроена так, что вначале с особенностями российской страховой деятельности гостей ознакомили наши докладчики, а затем последовали несколько сообщений финской стороны. В результате выявились как безусловное сходство проблем страхового рынка двух соседних стран, так и серьезные различия в практике страхования.
Начальник регионального управления ОСАО «РЕСО-Гарантия» по СЗФО Александр Холопов в докладе сделал акцент на таком малоприятном явлении, как хищение автотранспорта. Угоны автомобилей в нашем регионе и по стране в целом — серьезная головная боль, которая иногда становится просто напастью. Счет угнанным транспортным средствам только на Северо-Западе идет на многие тысячи, и выплаты по застрахованным автомобилям тяжким бременем ложатся на страховые компании. При этом далеко не каждый обращающийся в страховую компанию является добросовестным страхователем, который пришел требовать справедливого возмещения убытков. В частности, распространение у нас получил самоугон. Поэтому «РЕСО-Гарантия» и взяла курс на усиление службы безопасности, а также выступила инициатором налаживания в страховом сообществе обмена информацией о мошенниках.
Примерно о том же, только уже с упором на обеспечение взаимодействия между структурами страховой компании в борьбе с мошенничеством, говорил другой представитель «РЕСО-Гарантии» — Андрей Марунич, возглавляющий службу безопасности. Андрей Знаменский из компании «Русский мир» поделился представлениями о возможных изменениях мошеннической тактики в связи с грядущими законодательными новшествами, а именно — введением практики прямого возмещения убытков. Свое видение проблемы автоугонов изложил представитель ГИБДД. А генеральный директор мониторинговой компании «ЮНИСАТ» Андрей Лемешко провел своеобразную мини-презентацию разработанных ими спутниковых противоугонных систем.
Все доклады были содержательны, хотя, надо сказать, затронутые в них проблемы нашим страховщикам довольно хорошо известны. Российскую сторону больше интересовала аналогичная финская практика — это ведь, в конце концов, наше будущее.

«Их» опыт

Проблема противодействия мошенничеству на страховом рынке Финляндии освещалась с разных сторон. Ристо Кархунен, представлявший отдел по борьбе с криминальными проявлениями Федерации финансовых служб Финляндии, отметил немалые масштабы этого явления в стране. Так, в прошлом году потери страховых компаний вследствие действий мошенников только в сегменте автомобильного страхования составили миллионы евро. Поэтому финские страховщики большое внимание уделяют предотвращению обманов, их профилактике. В отличие от них наше страховое сообщество не столько предотвращает мошенничество, сколько расхлебывает его последствия. В Финляндии профилактическая работа ведется силами множества страховых компаний совместно с представителями властей. Больше того — организован даже комитет по предотвращению мошенничества в страховой сфере, и многие приехавшие на встречу являются его членами.
При этом говорить о безоблачности в данной области не приходится, в частности, в Финляндии есть препоны в законодательстве, которые мешают полноценному обмену информацией между страховщиками. Поэтому представители комитета пытаются воздействовать на законодателей с целью облегчить их взаимодействие, наладить контакт с властями, а также немало внимания уделяют развитию связей с общественностью, поскольку считают, что у страхового сообщества должна быть хорошая репутация среди населения.
Олли Кирки, руководитель отдела расследований страховой компании «Иф», отметил, что в Финляндии тоже много криминальных проявлений именно в сегменте автомобильного страхования, прежде всего это угоны автомобилей. Вместе с тем соответствующим подразделениям страховых компаний совместно с полицией удалось достичь хороших результатов по возвращению угнанных автомобилей. Отделы расследований выявляют и доводят до сведения полиции информацию о тех активных злоумышленниках (это примерно 10 % от общего числа недобросовестных страхователей), которых следует наказывать в судебном порядке.
Понятно, что угонами мошенничество не исчерпывается. Бывает так, что человек приобрел новый автомобиль в кредит, потом захотел от него избавиться, но продавать его на вторичном рынке не хочет — слишком низкая цена на подержанные автомобили. В таком случае он организует либо поджог, либо кражу и получает по страховке полную стоимость машины. Другой вариант обмана связан уже со страхованием жизни и здоровья. К примеру, страхователь может предъявить «липовые» документы о нанесенном вреде здоровью с целью получить страховку. Иногда медицинская справка привозится из какой-то третьей страны, где клиент якобы перенес серьезную операцию, хотя на самом деле это пластическая операция, на которую он пошел сознательно.
Кроме того, в портфелях финских страховых компаний немалая часть страховок защищает недвижимое имущество физических лиц и компаний. И в таких видах страхования тоже имеет место мошенничество. Недобросовестные страхователи, оформив с компанией договор на большую сумму, сознательно планируют и осуществляют поджог дома или наносят ему какой-то иной вред с целью получения страхового возмещения. Не брезгуют мошенничеством и корпорации, которые иногда завышают понесенный ущерб в расчете на большую страховую сумму.
Бороться с этими явлениями помогают специальные отделы расследований, которые начали создавать в рамках страховых компаний примерно 20 лет назад. Их штат укомплектован, как правило, профессиональными полицейскими — отсюда и высокая эффективность работы. Причем в настоящее время основной упор делается на профилактику правонарушений в страховой сфере. Между страховыми компаниями, а также между страховщиками и полицией налажен очень тесный (зачастую даже вопреки законодательству) и плодо­творный контакт.

Общие места

Кроме того, с сообщением о взаимодействии финских страховщиков со средствами массовой информации выступил еще один представитель Федерации финансовых служб Финляндии — Йона Вуоренпээ. Страховое сообщество регулярно выпускает пресс-релизы для СМИ, общение с журналистами происходит как в индивидуальном формате, так и на пресс-конференциях; кроме того, налажен тесный контакт с неправительственными и правительственными организациями. Все это, естественно, способствует улучшению общей ситуации на страховом рынке и уменьшению процента мошенничества.
В унисон финскому докладчику в завершении мероприятия выступил главный редактор журнала «Страховой случай», генеральный директор некоммерческого партнерства содействия страховому делу «Страховой информационно-аналитический центр» Константин Байков. Его доклад был посвящен информационному обмену между участниками страхового рынка как средству противодействия мошенничеству в страховании. Выступающий аргументировал необходимость и полезность такого обмена, подтверждение чему — финский опыт, с которым удалось ознакомиться участникам круглого стола.

Делегация страхового рынка Финляндии

Вейкко Валконен
менеджер по связям с общественностью
Центра дорожного страхования

Олли Кирки
руководитель отдела расследований
страховой компании «Иф»

Яана Кулмала
юрист страховой компании «ТрюгВеста»

Аки Хокканене
руководитель юридического департамента
страховой компании «Тапиола»

Йона Вуоренпээ
менеджер по связям с общественностью
Федерации финансовых служб Финляндии

Матти Ринне
полицейский инспектор
Министерства внутренних дел Финляндии

Ристо Кархунен
специальный советник
по противодействию преступности
Федерации финансовых служб Финляндии

Петербургские участники международной встречи

Кирилл Михалевский
руководитель Инспекции страхового надзора по СЗФО

Марина Родионова
генеральный директор СК «Адвант-Страхование»

Александр Холопов
начальник Регионального управления
«РЕСО-Гарантия» по СЗФО

Андрей Марунич
руководитель службы безопасности
СЗРЦ «РЕСО-Гарантия»

Андрей Знаменский
заместитель директора СК «Русский мир»

Андрей Лемешко
генеральный директор
мониторинговой компании «ЮНИСАТ»

Андрей Крайнев
командир СВ ДПС ГИБДД ОР ГУВД

Сергей Максимов
вице-президент СС СПб и СЗ

Константин Байков
генеральный директор НП «СИАЦ»

Содержание выпуска № 10 (32) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России