Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Профессия, которой нет

Профессия, которой нет
Про аджастера в страховании много сказано и написано, еще больше существует разновидностей этой профессии, но в действительности до сих пор неизвестно, какие функции должен выполнять такой специалист на российском страховом рынке. Да и то, что известно, порождает больше проблем, чем решений.
Галина Волгач
корреспондент

До недавнего времени непривычное для русского слуха слово «аджастер» (от англ. adjuster) не использовалось вовсе. Постепенно страховой словарь стал пополняться иноязычными терминами, и сегодня мы можем найти великое множество толкований этого понятия. Самое интересное заключается в том, что, говоря об аджастере, знаменитую фразу «сколько людей, столько и мнений» можно переиначить в «сколько людей, столько и определений», и она будет отражать первую проблему, связанную с этой профессией.

Проблема первая. Нет четкого определения

Чаще всего аджастер рассматривается как физическое или юридическое лицо, представляющее интересы страховой компании в решении вопросов по урегулированию заявленных претензий страхователя в связи со страховым случаем. Аджастер стремится достичь соглашения со страхователем о сумме страхового возмещения, подлежащего выплате, исходя из обязательств страховщика, взятых по заключенному им договору страхования. При таком определении во внимание не принимается характер деятельности специалиста, не рассматриваются его функции по установлению размеров ущерба, а также то, действует ли он в пределах страховой компании или независимо от нее, поэтому в приведенном трактовании речь идет именно об аджастере претензий (claims adjuster), а не об аджастере вообще. В Великобритании и Ирландии такого специалиста называют еще аджастером по убыткам (loss adjuster).
Общественный аджастер (public adjuster) оказывает платные услуги по регулированию претензий при их заявлении страховщику.
В обязанности кадрового аджастера (stuff adjuster) входит регулирование претензий с держателями полисов компании.
Об аджастере общей аварии (general accident adjuster) речь, как правило, идет в рамках страхования океанских и морских перевозок. Здесь это — эксперт, ответственный за урегулирование убытков по общей аварии и составление специального документа — отчета по общей аварии, устанавливающего наличие общей аварии и служащего для расчета убытков от аварии и их распределения между участниками морского предприятия согласно стоимости судна, груза или фрахта. С этой целью аджастер получает внесенные депозиты или принимает гарантийные обязательства по общей аварии от каждой стороны, участвующей в урегулировании убытка, и предоставляет полномочия на освобождение груза в пользу их владельцев в тех случаях, когда по грузу обеспечены необходимые гарантии.
Представитель данной профессии, выполняющий основную часть своей работы вне офиса, имеет собственное название — внешний аджастер (outer adjuster). Работа по урегулированию претензий на месте проводится в случаях, когда причиной ущерба явилось повреждение недвижимого имущества, а также средств автотранспорта, в том числе при страховании связанной с их эксплуатацией ответственности.
Урегулирование большинства претензий по страхованию ответственности проводится штатными аджастерами  страховой компании в офисе. В случае необходимости они могут привлекать специализированные аджастерские фирмы для урегулирования претензий на месте. В этом случае речь идет о внутреннем аджастере (inner adjuster).
Наконец, деятельность такого специалиста может осуществляться в рамках структурного подразделения страховой компании или специализированной организации (агента) страховщика, работающего на основании соответствующего соглашения по экспертизе и ликвидации убытков. Во втором случае говорят о независимом аджастере (independent adjuster).
Самое интересное, что путаница начинается уже с определения самой профессии. А коли нет четкой терминологии, то и не ясно, чем должен такой специалист заниматься. Здесь мы имеем дело со следующей проблемой.

Проблема вторая. Нет собственного места среди других специалистов

Традиционно в обязанности аджастера в связи со страховым случаем входит следующее: установить, имел ли место страховой случай, причастен ли страхователь к его наступлению; определить характер и размеры ущерба, причины и условия возникновения страхового случая, наличие или отсутствие обстоятельств, обусловливающих исковые требования или возражения сторон.
Аджастер анализирует факты и рисковые обстоятельства страхового случая, составляет экспертное заключение для страховщика по материалам этого анализа, проводит работу в области риск-менеджмента.
В большинстве страховых компаний аджастер делает буквально все: выполняет функции аварийного комиссара или сюрвейера, может выполнять функции диспашера, который составляет расчет по распределению убытков между судном, грузом и фрахтом в связи с общей аварией, работает как специалист по урегулированию убытков, выступает в роли оценщика. Но одновременно с этим другие сотрудники зачастую даже не знают, для чего нужен компании такой специалист, чем именно он занимается. Да и отношения руководства и аджастера складываются по принципу «Когда все хорошо — это заслуга короля, когда все плохо — виноват министр».

Проблема третья. Нет специального образования

Следующая проблема связана с тем, что в России аджастеров просто не готовят. Отсутствуют как специализированные учебные заведения, так и факультеты в крупных вузах, где можно было бы получить диплом аджастера. Как правило, в эту профессию приходят из смежных страховых профессий, начиная с аварийного комиссара, чьи функции пересекаются с обязанностями аджастера, и заканчивая страховым агентом, который целенаправленно движется вверх по карьерной лестнице.
Западные коллеги, к сожалению, также не могут похвастаться достижениями в этой области. Несмотря на то что в колледжах готовят не так много аджастеров, высшие учебные заведения не проводят специальных курсов и не готовят специалистов столь узкого профиля. Для того чтобы устроиться в независимую аджастерскую компанию, достаточно иметь за плечами опыт четырехлетнего обучения в колледже, желательно в сфере бизнеса, и диплом в области гуманитарных дисциплин (философии, истории, литературы, иностранных языков). Встречаются случаи, когда аджастером становится после повышения менеджер по работе с клиентами отдела по регулированию убытков, даже не имеющий высшего образования.
Единственная возможность «подучиться» аджастерскому делу — семинары или тренинги в режиме online, которые за рубежом пользуются огромным спросом. В рамках такого тренинга несколько аджастеров могут встречаться в Сети и обсуждать вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в работе: например, как отличить необоснованную претензию страхователя от обоснованной, и многие другие.
В каком-то смысле профессия аджастера не ограничена никакими требованиями и в то же время не требует никакой особенной квалификации, что в результате ведет к непрофессионализму при работе с убытками.

Проблема четвертая. Нет достойной зарплаты

Работа аджастера, как в известной песне, «на первый взгляд как будто не видна». Однако стоит посмотреть пристальнее, и мы увидим, что рабочая неделя такого специалиста состоит из шести дней и включает в себя более 50 часов. Некоторые аджастеры работают до позднего вечера и по выходным, так как им приходится самим назначать встречу клиентам и подгонять под них свое расписание.
На Западе более опытные аджастеры могут работать дома, выезжая, только когда возникает необходимость. Для этого им приходит заказ на личный факс или электронную почту. В случае стихийных бедствий, например наводнения или урагана, аджастера из другого города приглашают для помощи местным властям. Это приводит к тому, что аджастер работает в стенах дома, пока не будут урегулированы все претензии.
Конечно, современная техника и мобильная связь облегчают работу аджастеров и значительно экономят их время, однако для некоторых позиций требуется физическая сила, равно как огромные внутренние ресурсы. Так, от аджастера может потребоваться передвинуть 25-килограммовую лестницу, обойти вокруг, стать на колени, проползти, чтобы осмотреть поврежденное имущество.
При всех тяготах рабочей жизни зарплата аджастера не так велика, как можно подумать. В столице такой специалист зарабатывает от 750 до 1200 долларов в месяц. За рубежом, например в США, эта планка чуть выше, она составляет 1300–2000 долларов, в зависимости от опыта работы сотрудника. Конечно, по сравнению с другими страховыми профессиями это далеко не самые высокие зарплаты.

Проблема пятая. Да и профессии нет

Основная проблема касается даже не столько деятельности аджастера как таковой, сколько неразвитости страховой посреднической деятельности в России в целом. В этом направлении западные страны ушли далеко вперед. Ну, или наша страна сильно отстала… Достаточно посмотреть, сколько видов посредников существует на рынке США — 18 наименований. И все они лицензируются и регулируются. Кроме того, в США существуют два вида экспертов по убыткам: одни (независимые аджастеры) обслуживают страховые компании, а другие (общественные аджастеры или аджастеры по убыткам) — страхователей. Такое же разнообразие страховых посредников имеет место и в Канаде, где есть Ассоциация посредников по урегулированию убытков (La Chambre de l’assurance de dommages, ChAD), которая объединяет приблизительно 13 000 членов трех профессий: агентов по страховым убыткам, брокеров по страховым убыткам и аджастеров претензий. Аналогичные структуры есть в Чехии — независимые диспашеры убытков и Чешская палата одиночных ликвидаторов страховых происшествий — и во Франции. Мы пока не можем похвастаться таким разнообразием участников посреднической деятельности. Под регуляционную деятельность попадают только страховые брокеры. А аджастеров просто нет. Многие страховые компании используют «карманных» оценщиков, существенно занижающих размер выплачиваемых убытков, которые даже откровенно признаются, что экономят колоссальные средства своим страховщикам. В результате возникают конфликты интересов. Кроме того, эта категория посредников нигде не регистрируется и не регулируется.
Можно предположить, что пятью проблемами деятельность аджастера не исчерпывается, это лишь основные из них, которые нужно решать. Однако именно профессия аджастера открывает огромные перспективы ее обладателям. Рынок страхования стремительно развивается, и популярность страховых профессий набирает обороты. Тем более таких необходимых и интересных, как профессия аджастера.

Содержание выпуска № 9 (31) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России