Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Небесная каракатица

Небесная каракатица
Полет человеческой мысли подобен свободному полету птиц. И история авиации — лучшее тому подтверждение. Как только человек не воплощал заветное желание летать. Наполнял горячим воздухом воздушные шары, научился использовать аэродинамическую силу потоков воздуха, поднявшись в небо на дельтапланах и планерах, а затем освоил и управляемый полет, создав первые модели самолетов и вертолетов. Казалось, что можно добавить к этому разнообразию? Однако почти столетие назад испанскому инженеру Хуану де ла Сиерва удалось построить новый летательный аппарат, получивший название автожир, или гироплан.



Испанское небо

Когда в 1903 году братьям Райт случилось совершить первый управляемый полет на моторном аэроплане «Флаэр-1», будущему создателю автожира было всего-навсего восемь лет. Узнав о невероятном по тем временам событии, мальчик решил посвятить себя авиации и поступил впоследствии в инженерное училище. Но идея гироплана пришла к нему не сразу. Поначалу молодой инженер пошел по стопам кумиров своего детства и в 1912 году, модифицировав биплан типа «Зоммер», сконструировал первый испанский самолет BCD-1. Затем, в 1919 году, по заказу военного ведомства Испании он построил бомбардировщик С-3. Но во время испытаний самолет, потеряв скорость, вошел в штопор и разбился. Пилот чудом остался в живых, однако вместе с С-3 потерпели крушение и мечты молодого инженера о карьере в авиастроении. Невзирая на провал, Сиерва стал работать над созданием принципиального нового аппарата, способного летать на невысоких скоростях. Озарение пришло, как это часто бывает, совершенно случайно, когда Сиерва наблюдал, как дети запускают игрушку, известную под названием «муха», — пропеллер, насаженный на тонкую палочку. Стоить раскрутить палочку ладонями, как игрушка вырывается из рук, стремительно взлетает вверх, а затем, плавно вращаясь, опускается на землю. Именно этот принцип и был использован в автожире. При разбеге аппарата по взлетной полосе несущий винт раскручивается встречным потоком воздуха и постепенно создает подъемную силу, достаточную для взлета. Хуан Сиерва работал над своим первым автожиром три года, и 17 января 1923 года мир узнал о рождении нового летательного аппарата.

Дикая смесь…

По сути, автожир стал своеобразным гибридом самолета и вертолета. Как и самолету, для взлета ему требуется разбег, однако покороче (10–30 м), а с вертолетом его объединяет наличие несущего винта (или ротора). Но, в отличие от вертолетного, несущий винт автожира не имеет привода от мотора, а вращается за счет набегающих потоков воздуха. Большинство гиропланов не могут взлетать вертикально, за исключением тех, у которых мотор в течение нескольких секунд раскручивает ротор, обеспечивая так называемый прыжковый взлет. Зато практически все модели способны совершать вертикальную посадку. Таким образом, по маневренности гиропланы превосходят самолеты, несколько уступая вертолетам. По скорости они сопоставимы с легкими самолетами, а расход топлива (автомобильный бензин) в среднем составляет 15 л на 100 км. Еще одним преимуществом является широкий обзор и гораздо меньшая, чем в вертолетах, вибрация, что делает их очень удобными для аэрофотосъемок, видео­съемок и наблюдения.

…и Дикий Запад

Особую популярность гиропланы приобрели в 30-е годы прошлого века, но интерес к ним резко ослаб с изобретением и массовым строительством вертолетов. Возможно, автожир стал бы причудливым музейным экспонатом, если бы не вечная страсть людей к полетам. Второе рождение бескрылые самолеты пережили в США в 50-х годах прошлого столетия. Приемным отцом автожира стал Игорь Бенсен, выходец из России, эмигрировавший в США. Бенсен значительно упростил конструкцию Сиерва, основав собственную компанию по производству дешевых и безопасных летательных аппаратов для личного пользования. Несмотря на непритязательный внешний вид, модель Бенсона породила настоящий автожирный бум в Америке.
Сегодня там летают тысячи автожиров. Однако подавляющее большинство не застраховано. И это притом что гиропланы по безопасности превосходят самолеты и вертолеты. Гироплану не страшна потеря скорости, и он не сваливается, как самолет, в штопор. При отказе мотора автожир не падает, а планирует. Тем не менее многим любителям автожиров невыгодно страховать свои летательные аппараты. И причина тому — очень высокие страховые премии. Например, страхование ответственности может обойтись в 3 тыс. долларов при лимите 500 тысяч. Для сравнения: страхование ответственности пилотов LSA (легких спортивных самолетов) стоит примерно 650 долларов в год. Разобраться в ситуации нам любезно согласился помочь андеррайтер компании Evolution Insurance Brokers.

Александр Ламеко
президент аэроклуба «Мистер Твистер»
В России существует около трех десятков автожиров, из них, насколько мне известно, легальных лишь половина от силы. К сожалению, этот вид транспорта у нас популярностью не пользуется именно из-за сложностей с получением документов для регистрации. Поэтому занимаются такими полетами серьезно несколько человек, которые могут отдавать им все свое время, силы и нервы. Что касается страхования, то оно в отношении автожиров не практикуется вообще — опять же из-за их нелегального положения.

Эндрю Додж

Эндрю Додж
андеррайтер компании Evolution Insurance Brokers
— Эндрю, расскажите в двух словах о вашей компании.
— Многие назовут наш подход к страхованию еретическим. Большинство традиционных страховых компаний избегают или игнорируют определенные группы рисков, по которым высок процент потенциальных претензий. Наша компания занимается именно такими группами «высокого» риска. Мы тщательно изучаем специфику каждого риска и находим индивидуальные решения для тех клиентов, у которых есть потребность в страховании, но которые, по мнению компаний с традиционным подходом, не подлежат страхованию. В США полеты на гиропланах относятся именно к этой группе рисков.

— История автожиров насчитывает почти сто лет. Вам известно, когда компании впервые стали предлагать страхование автожиров?
— К сожалению, я не могу точно ответить на этот вопрос. Страхование автожиров существует на рынке как минимум с 1980-х годов. Однако большинство программ оказались неэффективными. Основная причина — высокие страховые премии.

— Пилоты утверждают, что автожиры гораздо безопаснее вертолетов и LSA. Существует ли надежная статистика несчастных случаев и инцидентов с автожирами?
— Только профессиональные эксперты в области безопасности полетов могут провести объективный сравнительный анализ гиропланов с другими летательными аппаратами. Мы опираемся на данные Федерального управления гражданской авиации (FAA). За последние восемь произошло 97 несчастных случаев с автожирами. Из них 37 привели к гибели пилота. Ошибки пилота, неудачные попытки выполнения маневров, небрежность, недостаток опыта — вот основные причины несчастных случаев. Имеют место и исключительно технические риски, но люди гораздо более непредсказуемы в сравнении с машинами. Если бы существовали абсолютно безопасные летательные аппараты, отпала бы и необходимость страхования.

— Пилоты легких спортивных самолетов могут практически беспрепятственно застраховать свои летательные аппараты и ответственность по выгодным тарифам. Почему страховщики завышают премии для любителей автожиров?
— Я не могу отвечать за другие страховые компании. У каждой свой подход к оценке рисков. Одной из общих причин, на мой взгляд, является недоверие к автожирам и непонимание их специфики. Большинство автожиров — это самодельные экспериментальные аппараты. К тому же, в отличие от пилотов LSA, любителей автожиров не обязывают получать специальные сертификаты. Да и потом автожиров гораздо меньше, чем LSA. А при разработке большинства страховых программ закладывается предполагаемый объем премий, и, если эти плановые показатели не выполняются, программы сворачиваются.

— Что предлагает ваша компания?
— Мы предлагаем весь спектр страховых услуг от страхования каско до страхования гражданской ответственности. Особенность в том, что у нас нет универсальной программы. Мы работаем с каждым клиентом в отдельности. Размер премий, в зависимости от истории, назначения и территории полетов, других критериев, колеблется от 300 до 1000 долларов в год.

— Были ли в вашей компании случаи страховых выплат или отказов по страховым претензиям?
— Нет, не было. И мне неизвестны такие случаи по отрасли.

— В последние годы в мире отмечается рост популярности гиропланов. Многие специалисты утверждают, что вскоре эти аппараты начнут активно использовать в коммерческих целях. А каков ваш прогноз?
— Экспертный прогноз я дать не могу. Однако в сравнении с другими летательными аппаратами гиропланы проще с технической точки зрения, они экономичнее и намного дешевле. Я думаю, эти экономические факторы способствуют развитию такой тенденции.

Александр Ваньков

Александр Ваньков
генеральный директор ООО «Аэромеханика»
В России большие сложности с регистрацией и получением разрешений на полеты в области малой авиации. В связи с этим большинство полетов осуществляется незаконно. В таких условиях ни одна страховая фирма не будет осуществлять выплаты при наступлении страхового случая.
Перспективы же развития этой отрасли огромные. С принятием цивилизованного законодательства (переход с разрешительной системы на уведомительную, принятие упрощенной схемы регистрации и постановки на учет легкомоторной авиации) рынок составит десятки тысяч воздушных судов.

Содержание выпуска № 8 (30) журнала «Страховой случай»

Список всех статей журнала «Страховой случай»

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России