|
Страховщики призывают пострадавших в ДТП подавать в суд на дорожные службы. Общественные организации уверяют, что прецеденты таких исков уже были.
Автовладельцы всерьез рассматривают возможность потребовать возмещения убытков от аварий на дорогах с ответственных чиновников.
|
|
Страховщики признают, что доказать правоту пострадавшим будет сложно, но пытаться надо. По ряду оценок, до 45% ДТП происходит из-за неудовлетворительного состояния дорожного покрытия. Возмешщение ущерба, причиненного такими ДТП, ложится на автовладельцев или страховые компании.
|
Виктор Похмелкин
депутат Госдумы РФ, председатель Движения автомобилистов России |
В соответствии с российским законодательством и те, и другие имеют возможность возместить убытки за счет структур, ответственных за поддержание дорог в нормальном состоянии. Однако, по словам депутата Госдумы РФ Виктора Похмелкина, на сегодняшний день любой иск рядового гражданина, предъявленный дорожникам, обречен на неудачу, и на успех в суде могут рассчитывать только страховые фирмы. «Убыточность страховщиков, работающих по ОСАГО, растет, а возможности поднять тарифы нет. В этих условиях им остается минимизировать убытки за счет регрессных исков к дорожникам и устранения условий для ДТП. Именно поэтому страховщики стали работать с общественными организациями автомобилистов. Безопасность дорожного движения – их общий интерес», – уверен Виктор Похмелкин.
Однако даже весьма крупные и влиятельные компании не слишком стремятся воспользоваться такой возможностью. Многие из них считают, что подавать регрессные иски дорожникам бессмысленно, поскольку вероятность выиграть такое дело практически равна нулю. Основная сложность заключается в необходимости доказать, что причиной ДТП стало именно плохое состояние дороги. Хотя если задаться такой целью, найти квалифицированных юристов, отсудить деньги у дорожников можно. По рассказу одного из страховщиков, в Петербурге есть человек, «промышляющий» поиском открытых люков на дорогах. Каждое повреждение его машины, произошедшее в таком месте, позволяет ему отсудить кругленькую сумму у дорожников. Правда, работает этот гражданин не в страховой компании, а в юридическом бюро.
Пока страховые компании наработают аналогичную судебную практику, более простым вариантом для них остается предъявление иска виновнику ДТП. А последний уже имеет возможность переадресовать его дорожным службам. Тем не менее создавать подобные прецеденты можно и нужно. И делать это гораздо легче страховым компаниям, нежели частным автовладельцам.
Статистика ДТП
В I квартале 2007 года в России произошло 41 356 ДТП. По сообщению МВД России, в них погибло 5 624 человека и 50 488 человек получили ранения. При этом 1 937 ДТП произошло по вине водителей, находившихся в состоянии опьянения, 9 899 ДТП – по вине пешеходов. За квартал произошло
3 662 ДТП с участием детей, в которых 142 ребенка погибли и 3 766 детей получили ранения.
В городах и населенных пунктах произошло 31 034 ДТП, на автодорогах –
10 263 ДТП, в том числе
3 997 – на федеральных, 59 – в других местах.
Причиной 8 369 ДТП было нарушение водителями скоростного режима, 4 392 ДТП – выезд на встречную полосу, 3 904 ДТП – несоблюдение очередности проезда перекрестков. Переход пешеходами проезжей части в неположенном месте стал причиной 6 478 ДТП, а выход на проезжую часть из-за автомобилей и деревьев – 1 038 ДТП.