Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

За разорившихся страховщиков заплатит законопослушный страхователь

Опубликовано: 13 / 10 / 2009

Марина Кадыкова Уже в начале 2010 года пострадавшие в ДТП по вине водителей, застрахованных в компании с отозванной лицензией, рискуют остаться без страхового возмещения. По крайней мере такое...


Марина Кадыкова

Уже в начале 2010 года пострадавшие в ДТП по вине водителей, застрахованных в компании с отозванной лицензией, рискуют остаться без страхового возмещения. По крайней мере такое опасение высказал вице-президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Батуркин, отметив, что последние несколько месяцев динамика взносов в фонд гарантий РСА отстает от динамики выплат. "Если выплаты будут идти так, как сейчас, то есть 400 млн рублей в месяц, фонда хватит до конца первого квартала 2010 года, после этого фонда не будет, платить будет нечем", - подчеркнул вице-президент РСА.

РСА, в свою очередь, предлагает объединить средства двух фондов в один. Напомним, что в союзе сформировано два резерва. Первый - резерв гарантий, из которого возмещение выплачивается пострадавшим по вине клиентов страховщиков, потерявших лицензию или обанкротившихся. И второй - фонд резерва текущих компенсационных выплат, из которого возмещается ущерб, причиненный неизвестным или не застрахованным по ОСАГО водителем. Первый фонд формируется за счет отчислений в 2%, второй - в 1% от страховых взносов по "автогражданке". По словам Андрея Батуркина, объем выплат из последнего значительно меньше, чем из фонда гарантий. Таким образом, проблему дефицита можно решить путем их объединения, что, правда, займет некоторое время в связи с необходимостью внесения соответствующих поправок в закон об ОСАГО. Однако такой подход поможет лишь временно, а точнее, до конца второго квартала 2011 года. Потом деньги опять иссякнут.

Сами участники рынка предлагают решить проблему за счет страхователей, иначе говоря, путем повышения тарифов по обязательной "автогражданке". Расчет простой - растут премии по ОСАГО, и как следствие увеличиваются отчисления в фонд гарантий. "Речь об этом идет уже давно, и дело даже не в исчерпании фонда РСА - при нынешних тарифах рано или поздно взносов в гарантийный фонд все равно бы не хватило. Большинство страховых компаний и так несет убытки по ОСАГО, и увеличение тарифов действительно является единственным способом сохранить рынок. В противном случае неминуемы громкие банкротства и отказ адекватных страховщиков от участия в данном сегменте рынка. К сожалению, проблема будет решаться все-таки за счет кошелька автовладельцев", - подчеркивает первый заместитель генерального директора страховой группы "Межрегионгарант" Дмитрий Климов.

Аналогичной позиции придерживается и заместитель генерального директора страховой компании "РЕСО-Гарантия" Игорь Иванов. "В конечном итоге мы столкнемся с тем, что этот фонд будет исчерпан или почти исчерпан. Возможно, тогда позиция страховщиков станет более понятна и очевидна. Желание привести тарифы в соответствие с современными реалиями вполне обоснованно, так как тарифы остаются неизменными с момента вступления в силу закона об ОСАГО, иначе говоря, уже более шести лет", - говорит он. Вместе с тем Игорь Иванов не считает, что в случае нехватки взносов в гарантийном фонде стоит ожидать каких-то серьезных потрясений. "Поскольку фонд все равно будет существовать и продолжать пополняться, скорее всего срок получения компенсационных выплат просто несколько увеличится", - предполагает замглавы компании"РЕСО-Гарантия".

А вот директор департамента организации страховой деятельности компании "ГУТА-Страхование"" Олег Полетаев считает, что простого повышения тарифов по ОСАГО может быть недостаточно и, возможно, РСА предложит платежеспособным членам союза "авансировать" фонды РСА и внести платежи за полгода или год вперед. Правда, здесь возникает закономерный вопрос - потянут ли страховщики, и без того испытывающие серьезную убыточность, столь крупные финансовые вливания? Весьма сомнительно. Другое дело, что можно было бы отсрочить несостоятельность гарантийного фонда за счет своевременного контроля за недобросовестными страховщиками, которые платили завышенные комиссии, набирали непропорционально огромную долю ОСАГО в портфеле. "Но пресечены такие действия своевременно не были, и это стало уже проблемой всех участников рынка", - говорит Дмитрий Климов.

По мнению члена правления страховой компании "Россия" Андрея Крупнова, наиболее вероятный сценарий развития событий в данной ситуации - кризис неплатежей со стороны мелких и средних компаний, за которым, по российской традиции, последуют активные обращения к государству за помощью. "Так как ОСАГО с формальной точки зрения государственный проект, кроме того, имеющий значительную социальную значимость, помощь придет, но в характерной для государства форме. Наиболее вероятной реакцией государства будет создание уполномоченного органа или наделение статусом уполномоченной одной из крупнейших страховых компаний с большим существующим портфелем ОСАГО", - предполагает он.

Что касается страхователей, то они могут попробовать создать общества взаимного страхования, где их средства находились бы под полным контролем и служили только защите их страховых интересов. "Однако в этой области есть ряд неснятых вопросов законодательного характера, на которые, будем надеяться, обратит внимание Федеральная служба страхового надзора", - подчеркивает Андрей Крупнов.

;
Share |

Все Статьи о страховании

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России