Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Прогнозы по российскому рынку банкострахования

Опубликовано: 24 / 12 / 2017

Прогнозы по российскому рынку банкострахования

 Российское Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) обнародовало результаты собственного исследования, которое отражает основные тенденции рынка банкострахования — стагнацию процентной маржи российских банков с постепенным ее снижением в 2018-м году, как следствие — ограничение платежеспособности банковских учреждений и значительный рост конкуренции в банкостраховании.


Bancassurance: механизм и выгоды сторон

Банковским страхованием (bancassurance) называют систему кросс-продаж, предполагающую использование разветвленной сети банковских отделений для распространения и реализации страховых продуктов. Термин «bancassurance» впервые был употреблен в 70-е годы прошлого столетия во Франции.

На сегодняшний день технологии продаж хорошо отработаны, хотя схемы сотрудничества между банком и страховщиком в рамках банкострахования достаточно сложны. По сути, bancassurance превращает банки в финансовые супермаркеты, позволяющие клиентам с минимальными затратами времени получить широкий спектр услуг (страховые + кредитно-инвестиционные услуги в одном месте).

Ожидания сторон банкострахования:

Страховые компании

Банковские учреждения

увеличение клиентской базы за счет доступа к базе клиентов банка

привлечение новых клиентов за счет кредитования страховых компаний и их клиентов

наращивание объемов страховых премий

наращивание объемов свободных средств страховщиков-партнеров на счетах банка

улучшение качества обслуживания клиентов без дополнительных инвестиций

рост количества лиц, пользующихся карточными банковскими продуктами


Основной механизм bancassurance — включение в кредитные договоры обязанности страховать предметы залога, расширяя клиентскую базу страховщика-партнера за счет заемщиков.

Крайне перспективно для обеих сторон создание совместных продуктов — что мы и наблюдаем в последнее время на рынке. Из наиболее свежих примеров — продажа полисов инвестиционного страхования жизни от «ВСК-Линии жизни» через офисы «Инвестторгбанка», страховой продукт «Защита имущества. Экспресс» от тандема СК «Уралсиб»/банк «Уралсиб» и пр.

Что такое NIM и как он влияет на развитие сотрудничества СК/банк

Net interest margin (NIM, или чистая процентная маржа) — показатель банковской деятельности, отражающий эффективность активных операций учреждения, представлен отношением между разностью [комиссионные доходи - комиссионные расходы] и активами банка.

Исследование АКРА показало:

в 2018 г. NIM российских банков из стадии стагнации перейдет к постепенному снижению, что заставит банки наращивать комиссионный доход, львиная доля которого — комиссия от продажи полисов страхования.

Так, согласно Международным стандартам финансовой отчетности по итогам 2017 г. ожидается лишь незначительный (до 4,8%) рост показателя NIM, в 2018 г. показатель вернется к уровню 2016 г. (до 4,5%). Аналогичное снижение прогнозируется по банковскому сектору в целом.

На этом фоне банкам придется корректировать планы развития, ориентируя их на bancassurance, что и формирует на данном рынке ожидание заметного роста конкуренции среди банков. Способствует такому положению вещей и наблюдаемое оживление автомобильного и ипотечного кредитования.

Рынок банкострахования в цифрах от RAEX

По данным RAEX (Эксперт РА) в 2016 г. отечественный рынок банкострахования вырос до 332 млрд. руб. (+ 56%). При этом:

· объем комиссий, поученных банками от страховых компаний, составил 77,4 млрд. руб. (+47,4% по сравнению с предыдущим годом);

· доля банковского канала продаж в общем объеме страхового рынка превысила 28% (+7,3%).

На текущий 2017 г. аналитики агентства прогнозируют рост:

· рынка bancassurance в целом до 448-450 млрд. руб. (ориентировочно +35%);

· кредитного страхования в потребительском сегменте (+27%);

· кредитного страхования юрлиц на 14%;

· страхования банковских рисков на 11%.

По данным Ассоциации страховщиков жизни (АСЖ), доля банковского канала продаж в страховании жизни за три квартала текущего 2017 г. превысила 90%.

Чего ждать от обозначенных тенденций

Смогут ли банки реально повысить NIM за счет продвижения страховых продуктов? По мнению экспертов, это маловероятно в силу несопоставимости размеров страхового бизнеса России и банковской системы страны.

Однако те банки, которые сделали ставку розничное кредитование, смогут воспользоваться стремительным посткризисным ростом в данном сегменте и получат серьезный дополнительный источник прибыли. 

Share |

Все Статьи о страховании

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России