Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Кое-что об искусстве урегулирования убытков

Опубликовано: 19 / 02 / 2015

Кое-что об искусстве урегулирования убытков

Урегулирование убытков является важнейшим элементом деятельности всякой страховой компании, а порядок осуществления этого процесса - весомым критерием качества страховых услуг. Известно, что качественное состояние российского рынка страховых услуг во многом не отвечает требованиям страхователей. Что же происходит после наступления страхового случая?


Квалифицированное ведение страхового дела предполагает, прежде всего, правильную оценку риска и грамотное его сопровождение с учетом эффективных мероприятий по снижению вероятности наступления страхового случая. Формулой профессионализма в данной сфере можно считать фразу: «Мы готовы страховать те объекты, по которым точно знаем порядок урегулирования убытков».

При этом страховая компания всегда решает двуединую задачу: с одной стороны, механизм урегулирования должен исключать возможность необоснованных выплат; с другой - рост и надежность страхового портфеля зависят от оперативности и полноты возмещения ущерба.

Каждая страховая компания имеет свои особенности в части урегулирования убытков по разным страховым случаям. Иногда они внесены в договор (например, премиальные пакеты автострахования обычно содержат положение о выплатах без предоставления справок). Однако обычно эти особенности сведены в правила страхования данной компании, и страхователю следует ознакомиться с ними еще до выбора страховой программы.

Если страхователь считает событие страховым случаем, ему необходимо как можно скорее сообщить о случившемся в страховую компанию и подать письменное заявление в установленные страховщиком сроки. Сроки подачи заявления оговариваются все теми же правилами страхования и зависят от конкретного риска (например, в автостраховании по риску «Угон» большинство страховых компаний ограничивают подачу заявления одними сутками).

При подаче заявления страхователь получает точную информацию о необходимом пакете документов, на сбор которых в некоторых случаях может потребоваться до двух месяцев. Сбор документов может выполнять как сам страхователь, так и страховщик (такую услугу предполагают, как правило, VIP-программы страхования). С предоставлением документов страховые компании своих клиентов не торопят, но сами страхователи, естественно, заинтересованы в ускорении процесса, поэтому (как вариант) могут привлечь к процессу специалистов-посредников.

Самое «узкое» место - это оценка нанесенного убытка. Из зарубежного опыта известно, что до 50% сотрудников крупных страховых компаний заняты именно в этом сегменте деятельности страховщика.

В самом общем смысле анализ предполагает проверки:

· срока действия договора и факта ответственности страховщика;

· места нанесения ущерба оговоренному в полисе;

· соблюдения условия об отсутствии изменений на месте нанесения ущерба;

· своевременности подачи документов;

· соблюдения страхователем (членами его семьи, персоналом) правил безопасности;

· наличия исключенных из страхования или неповрежденных предметов;

· наличия установленного виновного лица.

После анализа составляется заключение о необходимости возмещения ущерба и устанавливается предварительная стоимость ущерба с учетом картины убытка и практики. При этом бухгалтерия должна проверить и подтвердить оплату взносов по страховому договору, а эксперты по выплатам - проверить наличие ранее выполненных выплат и связей между ними и предстоящей выплатой. Утвержденная руководством сумма ущерба выплачивается страхователю и одновременной фиксацией факта выполненной выплаты.

При несогласии с принятым страховой компанией решением по выплатам страхователю необходимо подать письменное возражение (возможно, страховщик учтет аргументацию клиента и удовлетворит его требование). Окончательное выяснение взаимных претензий по урегулированию убытка осуществляется в суде.

Впрочем, в условиях характерного для нашей страны несовершенного страхового законодательства, нацеленным на успех страховщикам необходимо уделять максимальное влияние проблемам управления рисками и урегулирования претензий.

Слово «урегулирование» идеально отражает суть процесса, ведь необходимо не просто посчитать убыток, но обеспечить соблюдение интересов всех сторон, в идеале - сохранить партнерские отношения между страховщиком и страхователем. Именно поэтому урегулирование убытков следует рассматривать как искусство договариваться, и для этих целей существуют особые специалисты - аджастеры.

Без таких специалистов практически невозможно урегулирование убытков в сложных случаях (например, при серьезных пожарах на складах, когда оказываются полностью уничтоженными десятки и сотни дорогостоящих единиц продукции).  

Share |

Все Статьи о страховании

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России