Добровольное страхование глазами страхователей
Опубликовано: 23 / 09 / 2017
|
|
|
Международная исследовательская компания Ipsos Comcon в рамках исследования «РосИндекс», проанализировала данные по пользованию россиянами страховыми услугами на добровольной основе (первая половина 2017 г.) и установила критерии выбора страховщика. Ответы респондентов продемонстрировали существенное отличие ситуации в нашей стране от тенденций, наблюдаемых в западных странах и в Китае.
|
|
В опросе приняли участие более 11,5 тыс. жителей российских городов с населением от 100 тыс. человек, возраст респондентов — 16-75 лет. Наличие действующих страховых полисов подтвердили лишь 17% респондентов.
Наиболее распространенная причина приобретения страховки — «для спокойствия» (17%), 8% страхователей указали на добровольно-принудительный характер страхования (по требованию банка), а желание защитить себя и семью в сложной ситуации высказали только 11% опрошенных.
Столько же (11%) заявили о недоверии к страховщикам, 15% — о неоправданно высоких ценах на страховые услуги, 21% — о том, что вообще не видят в страховке ни смысла, ни выгоды.
Критерии выбора страховщика по-российски
Как установили аналитики Ipsos Comcon, для россиян самыми важными факторами является репутация компании, ее известность и длительность присутствия на рынке. При этом безусловным лидером по узнаваемости бренда является «Росгосстрах» (хотя в последнее время компанию чаще связывают с неприятной ситуацией вокруг банка «Открытие»), а в топ-3 входят также «Ингосстрах» и «Ренессанс Страхование».
Специалисты, однако, отмечают: узнаваемый бренд не определяет надежность страховой компании, более того — отвлекает клиента и даже иногда обманывает. Поэтому внимание необходимо обращать не на раскрученность бренда, а на место компании в рейтинге, который составляется с учетом большого количества финансовых показателей.
Высший рейтинг надежности (ААА по шкале рейтингового агентства «Эксперт РА») имеют, в частности, «Ингосстрах», а также входящие в топ-10 по узнаваемости, но отнюдь не лидирующие в нем «ВТБ Страхование» и СОГАЗ. А вот лучше узнаваемая компания «Ренессанс Страхование» имеет совсем невысокий рейтинг ВВВ.
Что касается срока существования компании на рынке, то эксперты согласны с важностью этого критерия. Более того, по словам главы Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игоря Юргенса, обращаться стоит к тем страховщикам, которые занимаются страховой деятельностью не менее 10-ти лет.
Также в ходе исследования Ipsos Comcon было установлено, что мало кого из россиян волнует уровень клиентского обслуживания (вежливое обращение, скорость оформления страховки и оперативность помощи при страховом случае) и даже приемлемые тарифы.
А что «у них»?
Настроения «заграничных» страхователей исследовала консалтинговая компания Bain совместно с фирмой Research, опубликовавшая на днях доклад о взаимоотношениях между страховыми компаниями и их клиентами.
Мнение авторов доклада: клиентам становится мало стандартного набора страховых услуг, они готовы платить больше за расширенный пакет и предпочитают получить «страховую экосистему».
Так, в Австралии готовность приобрести по более высокой цене расширенный пакет услуг и, если потребуется, даже сменить страховщика высказала половина респондентов, в Британии таких страхователей оказалось 61%, а в Китае — 90%+.
Те из опрошенных, кто уже расширил свою страховую защиту, сожалений по поводу увеличившихся трат не испытывают. Особенно распространено такое мнение в сегменте автомобильного страхования, где 60% потенциальных страхователей заинтересованы в увеличении объема страховых услуг.
По мнению экспертов, страховщики, использующие концепцию «экосистем», имеют уникальное преимущество — помощь в ведении здорового образа жизни, что в конечном итоге ведет к увеличению прибыли страховой компании за счет сокращения страховых случаев.
Перспективные страховые продукты российского рынка
Аналитики рейтингового агентства АКРА видят серьезные перспективы инвестиционного страхования жизни (ИСЖ), которое в 2016-2020 гг. должно стать альтернативой банковским вкладам, причем именно банки, активно участвующие в продаже страховых полисов, продвигают эту альтернативу.
Преимуществами ИСЖ считаются: инвестиционная доходность, гарантированный возврат капитала, не облагаемые налогами выплаты.
Единственным значимым драйвером роста (по объему премий этот вид страхования уже отвоевал лидерские позиции у ОСАГО) признают инвестиционное страхование жизни и в Банке России. По данным регулятора, в первом полугодии текущего года 93% совокупного роста страхового рынка обеспечило именно ИСЖ, взносы в котором превысили 141 млрд. руб., продемонстрировав по сравнению с АППГ рост на 60%.