Риск — потеря работы: что предлагают российские страховщики
Опубликовано: 15 / 03 / 2015
|
|
|
Согласно существующей статистике, в январе текущего года количество безработных в Российской Федерации превысило 4,1 млн., продемонстрировав, по сравнению с данными сентября прошлого года, рост на 13,7%. В этих условиях самое время вспомнить о том, что многие россияне хотели бы получить материальную поддержку при потере работы. Однако столь актуальные сегодня полисы на российском рынке страхования — все еще экзотика.
|
|
Подобные продукты предлагают буквально единичные страховые компании. При этом стоимость полисов «от потери работы» относительно невысока, но и гарантии достаточно скромные. В частности, страховка от безработицы обычно предполагает выплаты только принудительно уволенным (сокращение штатов или ликвидация организации).
Речь чаще всего идет о выплате фиксированной суммы, которая рассчитывается как процент от ежемесячного заработка, а срок выплат отдельно оговаривается в договоре и обычно не превышает полугода. Выплаты же начинаются через 2–3 месяца после увольнения — после того, как заканчивается период, в течение которого работодатель выплачивает компенсацию уволенному в рамках требований законодательства.
Основанием для страховых выплат является документ из службы занятости, подтверждающий получение застрахованным официального статуса безработного.
К страхователям предъявляются стандартные требования:
· возраст (от 18 лет и до нижней планки пенсионного возраста);
· трудовой договор с работодателем, ведущим деятельность не менее одного года;
· стаж работы у работодателя не менее полугода;
· полная рабочая неделя.
По своему усмотрению страховщики могут ограничивать круг потенциальных клиентов дополнительными требованиями — например, СК «Согласие» отказывает в страховке профессиональным спортсменам, госслужащим и военнослужащим-контрактникам (МВД и МЧС).
Самый распространенный подход сегодняшнего дня — страховка от потери дохода в рамках комплексного кредитного страхования. Защита от потери дохода (как самостоятельный продукт или как дополнительный риск в основной страховке) зачастую является обязательным условием выдачи заемных средств. Впрочем, цель такого страхования несколько иная: выгодоприобретателем обычно является банк-кредитор, а объектом страхования — не доход страхователя, а лишь платежи по кредиту.
Такие продукты предлагают, как правило, дочерние страховые компании банков. Например, «АльфаСтрахование» с февраля 2015 г. предлагает комплексную защиту по разным рискам, включая риск потери работы, держателям карт Альфа-Банка (при ежемесячной платеже в размере 99 руб. уволенный будет в течение полугода получать 8 тыс. руб. в месяц).
Есть подобный продукт и у «БИН Страхования» для вкладчиков одноименного банка: в зависимости от стоимости полиса, выплаты по риску потери работы могут составлять от 50 тыс. руб. до 150 тыс. руб.
А вот полис от потери работы как самостоятельный продукт без привязки к банковским услугам — это эксклюзивное предложение, с которым на рынок выходят единицы. Такие полисы предполагают защиту не только от увольнения по инициативе работодателя.
Так, полис от «УралСиб Жизни» признает страховым случаем отказ работника от перевода в другую местность или утрату работы по обстоятельствам, не зависящим от воли и желания сторон трудового договора (например, решение суда о восстановлении в должности ранее выполнявшего данную работу сотрудника) и пр. Страховщик обязуется в течение шести месяцев за каждый месяц «простоя» выплачивать половину среднемесячной зарплаты клиента. СК «Согласие», хоть и имеет в своем арсенале похожий продукт, но ценит его достаточно высоко (3% от страховой суммы и более) и очень жестко подходит к отбору клиентов.
В то же время, страховщики отмечают рост интереса к полисам страхования от потери работы, с одной стороны, и возросшие в связи с экономическим положением в стране риски этого сегмента страхования, с другой. В «АльфаСтраховании» и «
Эрго Руси», к примеру, рассматривают экономическую целесообразность работы в этом направлении, а «
ВТБ Страхование» и вовсе приостановило продажи своих полисов «Жить — не тужить», которые присутствовали на рынке 1,5 года.