Финомбудсмен стал обязательным в российском страховании
Опубликовано: 15 / 12 / 2019
|
|
|
С 28 ноября 2019 г. в России начал действовать общий порядок урегулирования споров между страхователями и страховыми компаниями: теперь споры во всех видам страхования, за исключением ОМС, до подачи иска к страховщику предполагают обязательное обращение к финансовому уполномоченному.
|
|
Как это начиналось: финомбудсмен в автостраховании
В сентябре 2018 г. вступил в силу Закон N 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финуслуг», в соответствии с которым была создана служба для рассмотрения имущественных споров граждан РФ с финорганизациями по требованиям до 500 тыс. руб.
В страховании действие закона сразу же распространилось на самый проблемный сегмент — обязательное и добровольное автострахование, и уже с 1 июня 2019 г. автовладельцы при возникновении претензий по договорам ОСАГО, ДСАГО и каско получили возможность решать споры бесплатно и в досудебном порядке.
Для справки: первое решение в страховой отрасли финомбудсмен вынес 3 июля 2019 г., оно вступило в силу 17 июля и вменило страховой компании выплату неустойки за нарушение срока ремонта автомобиля по договору ОСАГО.
Рынок автострахования был выбран из-за большого количества жалоб: в I квартале текущего 2019 г. более 80% всех поступивших регулятору жалоб на страховщиков были связаны с «автогражданкой».
Механизм взаимодействия сторон по закону N 123-ФЗ
В соответствии с законом, при возникновении несогласия автовладелец должен начать спор с письменной претензии к страховой компании. Обязательные требования к порядку предъявления претензии таковы:
· составление документа по утвержденной омбудсменом форме;
· предъявление его в срок до 180-ти дней со дня нарушения.
При соблюдении этих условий ответ страховщиком должен быть дан в течение 15-ти рабочих дней; при подаче претензии в другом виде — в период до 30-ти дней. Если ответ не устроил страхователя или не поступил в установленный законом срок, происходит обращение гражданина к финансовому уполномоченному (в том числе, в электронном виде через личный кабинет на официальном сайте).
Решение омбудсмена в течение 15-ти рабочих дней поступает обеим сторонам спора и является обязательным для исполнения страховщиком. При несогласии с выводом финуполномоченного гражданин имеет право обратиться в суд.
Порядок оплаты услуг финомбудсмена
Обращение к омбудсмену для страхователя всегда бесплатно, стоимость услуг для посредников-юристов — 15 тыс. руб., а вот для страховщиков вопрос платы за привлечение данной структуры зависит от исхода дела:
· если требования потребителя будут признаны неправомерными, страховой компании платить ничего не придется;
· если решение будет принято в пользу потребителя, ставка оплаты для страховщика составит 45 тыс. руб.
Таким образом, появление на рынке финансового уполномоченного расширяет возможности страхователей на установление справедливости в кратчайший срок и без каких бы то ни было затрат с их стороны.
Финомбудсмен в других видах страхования
Теперь описанный механизм будет действовать по всем видам страхования, кроме обязательного медицинского. По прогнозам, от общего количества обращений на споры вне автострахования будет приходиться не более 5-6 %. В структуре обращений ожидается максимальное количество в сфере имущественного страхования.
Для справки: согласно отчета о работе судов общей юрисдикции, по итогам 2018 г. по связанным с имущественным страхованием спорам в суды поступило около 12-ти тысяч исков.
Ожидается значительное число обращений и по самым популярным видам добровольного страхования (страхование жизни, выезжающих за рубеж, от несчастных случаев и пр.) Основные причины разногласий между сторонами страхового договора (независимо от вида страхования):
· отказ в выплате страхового возмещения;
· отказ в возврате части страховой премии;
· несогласие с размером выплаты;
· нарушение срока осуществления страховой выплаты и пр.
Основные задачи финомбудсмена
Сложная экономическая ситуация, сложившаяся в России в последние годы, остро поставила проблемы защиты прав российского потребителя. По видению регулятора, институт уполномоченного на финансовом рынке призван обеспечить:
· повышение доверия граждан к финуслугам;
· содействовать практикам «ответственного финансирования»;
· сокращение числа споров между финорганизациями и гражданами РФ.
Опираясь на зарубежный опыт, на фоне повышения прозрачности деятельности страховых компаний и появления материальных стимулов для них ожидается улучшение качества взаимодействия между страховыми компаниям и потребителями их услуг.