Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Финомбудсмен стал обязательным в российском страховании

Опубликовано: 15 / 12 / 2019

Финомбудсмен стал обязательным в российском страховании

С 28 ноября 2019 г. в России начал действовать общий порядок урегулирования споров между страхователями и страховыми компаниями: теперь споры во всех видам страхования, за исключением ОМС, до подачи иска к страховщику предполагают обязательное обращение к финансовому уполномоченному.


Как это начиналось: финомбудсмен в автостраховании

В сентябре 2018 г. вступил в силу Закон N 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финуслуг», в соответствии с которым была создана служба для рассмотрения имущественных споров граждан РФ с финорганизациями по требованиям до 500 тыс. руб.

В страховании действие закона сразу же распространилось на самый проблемный сегмент — обязательное и добровольное автострахование, и уже с 1 июня 2019 г. автовладельцы при возникновении претензий по договорам ОСАГО, ДСАГО и каско получили возможность решать споры бесплатно и в досудебном порядке.

Для справки: первое решение в страховой отрасли финомбудсмен вынес 3 июля 2019 г., оно вступило в силу 17 июля и вменило страховой компании выплату неустойки за нарушение срока ремонта автомобиля по договору ОСАГО.

Рынок автострахования был выбран из-за большого количества жалоб: в I квартале текущего 2019 г. более 80% всех поступивших регулятору жалоб на страховщиков были связаны с «автогражданкой».

Механизм взаимодействия сторон по закону N 123-ФЗ

В соответствии с законом, при возникновении несогласия автовладелец должен начать спор с письменной претензии к страховой компании. Обязательные требования к порядку предъявления претензии таковы:

· составление документа по утвержденной омбудсменом форме;

· предъявление его в срок до 180-ти дней со дня нарушения.

При соблюдении этих условий ответ страховщиком должен быть дан в течение 15-ти рабочих дней; при подаче претензии в другом виде — в период до 30-ти дней. Если ответ не устроил страхователя или не поступил в установленный законом срок, происходит обращение гражданина к финансовому уполномоченному (в том числе, в электронном виде через личный кабинет на официальном сайте).

Решение омбудсмена в течение 15-ти рабочих дней поступает обеим сторонам спора и является обязательным для исполнения страховщиком. При несогласии с выводом финуполномоченного гражданин имеет право обратиться в суд.

Порядок оплаты услуг финомбудсмена

Обращение к омбудсмену для страхователя всегда бесплатно, стоимость услуг для посредников-юристов — 15 тыс. руб., а вот для страховщиков вопрос платы за привлечение данной структуры зависит от исхода дела:

· если требования потребителя будут признаны неправомерными, страховой компании платить ничего не придется;

· если решение будет принято в пользу потребителя, ставка оплаты для страховщика составит 45 тыс. руб.

Таким образом, появление на рынке финансового уполномоченного расширяет возможности страхователей на установление справедливости в кратчайший срок и без каких бы то ни было затрат с их стороны.

Финомбудсмен в других видах страхования

Теперь описанный механизм будет действовать по всем видам страхования, кроме обязательного медицинского. По прогнозам, от общего количества обращений на споры вне автострахования будет приходиться не более 5-6 %. В структуре обращений ожидается максимальное количество в сфере имущественного страхования.

Для справки: согласно отчета о работе судов общей юрисдикции, по итогам 2018 г. по связанным с имущественным страхованием спорам в суды поступило около 12-ти тысяч исков.

Ожидается значительное число обращений и по самым популярным видам добровольного страхования (страхование жизни, выезжающих за рубеж, от несчастных случаев и пр.) Основные причины разногласий между сторонами страхового договора (независимо от вида страхования):

· отказ в выплате страхового возмещения;

· отказ в возврате части страховой премии;

· несогласие с размером выплаты;

· нарушение срока осуществления страховой выплаты и пр.

Основные задачи финомбудсмена

Сложная экономическая ситуация, сложившаяся в России в последние годы, остро поставила проблемы защиты прав российского потребителя. По видению регулятора, институт уполномоченного на финансовом рынке призван обеспечить:

· повышение доверия граждан к финуслугам;

· содействовать практикам «ответственного финансирования»;

· сокращение числа споров между финорганизациями и гражданами РФ.

Опираясь на зарубежный опыт, на фоне повышения прозрачности деятельности страховых компаний и появления материальных стимулов для них ожидается улучшение качества взаимодействия между страховыми компаниям и потребителями их услуг.

Share |

Все Статьи о страховании

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России