Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Натуральное ОСАГО как дихотомия добра и зла

Опубликовано: 12 / 02 / 2017

Натуральное ОСАГО как дихотомия добра и зла

14 декабря 2016 г. депутаты Госдумы РФ поддержали в первом чтении законопроект, который предусматривает в ОСАГО преимущество натуральной формы возмещения ущерба. В Российском союзе автостраховщиков утверждают, что закон необходимо еще до весны принять во втором чтении и запустить в действие с 1 марта 2017 г. Мнения разных сторон по этому поводу разнятся кардинально — от самых оптимистичных до крайне негативных.  


Рассмотрим идею поближе. Суть нового законопроекта понятна: автомобилистам предлагают довольствоваться ремонтом застрахованного по ОСАГО автомобиля во всех случаях, кроме отдельно предусмотренных законодательством, которые дают право получить возмещение деньгами. Это, в частности, ситуация, когда страховая компания не в состоянии предложить услуги станции техобслуживания, отвечающей требованиям закона.

· Возражение 1. Автомобиль — это частная собственность, и только его владелец вправе решать, хочет ли он его ремонтировать, использовать далее с нанесенным повреждением, получив от виновника ДТП компенсацию в законном порядке, или вовсе продать, присовокупив к выручке от продажи страховую выплату.

· Возражение 2. Кто, каким образом и в какой срок может установить, отвечает ли предложенная СТОА требованиям закона и подзаконных актов ЦБ?

Основная цель нововведения позиционируется как борьба с автоюристами, из-за которых страховщики ОСАГО выплачивают в последние годы все возрастающие судебные издержки и штрафы. Именно «черные» юристы, по мнению страховщиков, довели «автогражданку» до состояния убыточности. Введение натурального возмещения, по мнению оптимистов, снизят интерес мошенников к этому сегменту, лишив их экономической базы.

РСА «за» — общественность «против»

При этом в РСА уверены: после введения приоритета натурального возмещения автомобилисты останутся в плюсе, так как будут избавлены от спорного вопроса об износе автомобиля.

Для справки: по данным РСА, на сегодняшний день за износ автомобиля россиянину в среднем приходится доплачивать 25-38%.

При натуральном возмещении страховщик будет оплачивать все сам — и это все равно будет выгодно страховым компаниям, так как будет меньше тех компенсаций, которые им приходится выплачивать через суд «автоюристам».

Но общественники имеют несколько иное мнение по данным вопросам, и если говорить о наиболее негативных прогнозах, то можно озвучить высказанные иркутским юристом Виктором Григоровым.

· Прогноз 1. Нововведение повлечет за собой увеличение числа полулегальных автосервисов, на которых работают нелегалы из Китая. Такие СТОА будут предлагать страховщикам самые выгодные условия для сотрудничества, и массовый переход на услуги сервисов-однодневок приведет к падению в разы качества работ по возмещению страховых случаев.

· Прогноз 2. Отсутствие на «дешевых» СТОА квалифицированных рабочих и необходимого оборудования увеличит сроки выполнения работ.

Наконец, весьма сомнительным выглядит и ситуация с износом: да, б/у автомобиль отремонтируют — но какие запчасти при этом будут взяты в работу? И не приведет ли в итоге низкое качество ремонта к сокращению собственно срока износа авто?

Региональные особенности инфраструктуры

Реакция на возможное нововведение оказалась неодинаковой в разных регионах. Так, специалисты по обслуживанию автомобилей из Приморья заявили, что не видят проблемы в увеличении нагрузки и предсказывают даже повышение качества ремонтных работ, объясняя это высокой конкуренцией между поставщиками профильных услуг. Союз страховщиков Санкт- Петербурга и Северо-Запада солидарен с этим мнением.

В Иркутске, как мы уже отмечали, опасаются роста числа СТОА с низкоквалифицированным персоналом: порядка 20-ти автосервисов, оформленных на граждан РФ, но обслуживаемых нелегалами из Китая, в городе функционируют уже сегодня, предлагая цены на 30-50% ниже среднерыночных.

В Крыму и Севастополе считают, что инфраструктура автосервисов полуострова к новшествам просто не готова, и страховщики не найдут требуемого количества сертифицированных СТОА для удовлетворения запроса на ремонт по ОСАГО.

Один интересный вывод

Итог состязания неоднозначных взглядов на натуральное ОСАГО хотелось бы обозначить мыслью, которая была высказана независимым экспертом в области автострахования Евгением Мясниковым (Севастополь): страховщики не хотели платить обывателям — появились «автоюристы», не будет автокомиссаров — будут суды по некачественному ремонту.

Ущерб со страховых компаний неминуемо будет кто-то снимать, пока у страховщиков не появится желание нормально платить автовладельцам.

Ну, а граждане-автовладельцы как получали мало, так и будут получать впредь.

Share |

Все Статьи о страховании

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России