Расходы на ремонт авто по ОСАГО будут рассчитывать по-новому
Опубликовано: 09 / 06 / 2019
|
|
|
В Центробанке подготовлен обновленный проект Единой методики, используемой для определения размера стоимости ремонта поврежденных в ДТП транспортных средств по договорам обязательного страхования автогражданской ответственности. В центре внимания — порядок формирования данных в используемых для расчетов справочниках.
|
|
Предыстория: ФАС Татарстана против справочников РСА
Впервые Российский союз автостраховщиков (РСА) был обвинен в занижении применяемых для расчета страховых выплат цен запчастей управлением ФАС по Республике Татарстан: антиомонопольщики обвинили союз в злоупотреблении доминирующим положением на рынке ОСАГО.
Было указано на то, что стоимость материалов в справочниках РСА занижена в среднем на 25%, запчастей — на 30%, в связи с чем 13 апреля 2016 г. союз получил предписание произвести перерасчет по всем страховым случаям, начиная с дня выдачи предписания. В марте 2018 г. предписание антимонопольщиков Татарстана поддержал Верховный суд РФ.
Для справки: по данным союза, в 2016-18 гг. количество урегулированных страховых случаев составило порядка 4,5 млн. Массовая практика перерасчета выплат могла бы привести к весьма существенным незапланированным расходам. На деле обращения в связи с пересчетом пока носят единичных характер (менее 100 заявлений).
В сентябре 2017 г. Арбитражный суд Волгоградской области вынес в деле по ОСАГО решение на основании экспертизы, которая была проведена на базе среднерыночных цен на ремонт (вовсе без справочников РСА). Причем страховщик (СК «Альфастрахование») проиграл апелляцию, так как судьи в своих выводах опирались на вышеупомянутые выводы Верховного суда.
Как ЦБ РФ планирует изменить единую методику
С учетом сложившейся ситуации в Центробанке решили взять инициативу в свои руки. При подготовке проекта регулятор максимально учел текущую правоприменительную практику, а также мнения всех заинтересованных сторон — от автопроизводителей и дилеров до страховщиков и экспертов рынка, включая органы федеральной исполнительной власти.
Основные направления примененных подходов:
· формирование справочников цен исключительно на прозрачной основе;
· исключение приводящих к разногласиям неоднозначных и неточных формулировок;
· учет региональных особенностей (формирование отдельных решений по отдельным субъектам РФ);
уменьшение периода актуализации справочных данных до трех месяцев (в текущей практике — раз в полгода).
К тому же, каждая публикация новой версии справочника будет предваряться обсуждением в экспертной среде и профессиональном сообществе.
Важные моменты проекта
В числе важнейших нововведений — конкретизация источников получения информации о рыночной стоимости запчастей, корректировка порядка установления попадающей в справочник РСА финальной цены, а также предусмотренная для технических экспертов возможность в отдельных случаях проводить самостоятельный анализ стоимости запчастей.
Проект также содержит порядок установления размера утраты товарной стоимости ТС (как в результате полученных повреждений, так и по факту проведенного ремонта).
Реакция страхового сообщества
Решение Верховного суда о правомерности экспертизы без использования справочников РСА было встречено без комментариев со стороны лидеров рынка ОСАГО за 2017г. Позже юристы страховых компаний выразили опасения в связи с данным решением, а именно:
· в «РЕСО-Гарантии» отметили недопустимость нарушения единой методики;
· в «Ингосстрахе» назвали использование рыночной стоимости в расчетах прямым нарушением действующего законодательством
· в «АльфаСтраховании» указали на отсутствие данных обязательств такого объема в резервах страховщиков и даже на угрозу банкротства для некоторых игроков рынка.
В РСА в 2018 г. заявили, что обновленные данные не могут применяться «задним числом, так как положения закона не имеют обратной силы.
На данный момент союз автостраховщиков тесно и конструктивно сотрудничает с регулятором и поддерживает необходимость уточнения требований к техническим справочникам. Опубликованный ЦБ РФ проект скрупулезно изучается членами РСА, до 18 июня 2019 г. по проекту принимаются потенциальные поправки от всех заинтересованных сторон.