Портал о страховании "Страховой случай"
Журнал «страховой случай»:
Первый общедоступный популярный журнал о страховании. К тому же, глянцевый...

Расходы на ремонт авто по ОСАГО будут рассчитывать по-новому

Опубликовано: 09 / 06 / 2019

Расходы на ремонт авто по ОСАГО будут рассчитывать по-новому

В Центробанке подготовлен обновленный проект Единой методики, используемой для определения размера стоимости ремонта поврежденных в ДТП транспортных средств по договорам обязательного страхования автогражданской ответственности. В центре внимания — порядок формирования данных в используемых для расчетов справочниках.


Предыстория: ФАС Татарстана против справочников РСА

Впервые Российский союз автостраховщиков (РСА) был обвинен в занижении применяемых для расчета страховых выплат цен запчастей управлением ФАС по Республике Татарстан: антиомонопольщики обвинили союз в злоупотреблении доминирующим положением на рынке ОСАГО.

Было указано на то, что стоимость материалов в справочниках РСА занижена в среднем на 25%, запчастей — на 30%, в связи с чем 13 апреля 2016 г. союз получил предписание произвести перерасчет по всем страховым случаям, начиная с дня выдачи предписания. В марте 2018 г. предписание антимонопольщиков Татарстана поддержал Верховный суд РФ.

Для справки: по данным союза, в 2016-18 гг. количество урегулированных страховых случаев составило порядка 4,5 млн. Массовая практика перерасчета выплат могла бы привести к весьма существенным незапланированным расходам. На деле обращения в связи с пересчетом пока носят единичных характер (менее 100 заявлений).

В сентябре 2017 г. Арбитражный суд Волгоградской области вынес в деле по ОСАГО решение на основании экспертизы, которая была проведена на базе среднерыночных цен на ремонт (вовсе без справочников РСА). Причем страховщик (СК «Альфастрахование») проиграл апелляцию, так как судьи в своих выводах опирались на вышеупомянутые выводы Верховного суда.

Как ЦБ РФ планирует изменить единую методику

С учетом сложившейся ситуации в Центробанке решили взять инициативу в свои руки. При подготовке проекта регулятор максимально учел текущую правоприменительную практику, а также мнения всех заинтересованных сторон — от автопроизводителей и дилеров до страховщиков и экспертов рынка, включая органы федеральной исполнительной власти.

Основные направления примененных подходов:

· формирование справочников цен исключительно на прозрачной основе;

· исключение приводящих к разногласиям неоднозначных и неточных формулировок;

· учет региональных особенностей (формирование отдельных решений по отдельным субъектам РФ);
уменьшение периода актуализации справочных данных до трех месяцев (в текущей практике — раз в полгода).

К тому же, каждая публикация новой версии справочника будет предваряться обсуждением в экспертной среде и профессиональном сообществе.

Важные моменты проекта

В числе важнейших нововведений — конкретизация источников получения информации о рыночной стоимости запчастей, корректировка порядка установления попадающей в справочник РСА финальной цены, а также предусмотренная для технических экспертов возможность в отдельных случаях проводить самостоятельный анализ стоимости запчастей.

Проект также содержит порядок установления размера утраты товарной стоимости ТС (как в результате полученных повреждений, так и по факту проведенного ремонта).

Реакция страхового сообщества

Решение Верховного суда о правомерности экспертизы без использования справочников РСА было встречено без комментариев со стороны лидеров рынка ОСАГО за 2017г. Позже юристы страховых компаний выразили опасения в связи с данным решением, а именно:

· в «РЕСО-Гарантии» отметили недопустимость нарушения единой методики;

· в «Ингосстрахе» назвали использование рыночной стоимости в расчетах прямым нарушением действующего законодательством

· в «АльфаСтраховании» указали на отсутствие данных обязательств такого объема в резервах страховщиков и даже на угрозу банкротства для некоторых игроков рынка.

В РСА в 2018 г. заявили, что обновленные данные не могут применяться «задним числом, так как положения закона не имеют обратной силы.

На данный момент союз автостраховщиков тесно и конструктивно сотрудничает с регулятором и поддерживает необходимость уточнения требований к техническим справочникам. Опубликованный ЦБ РФ проект скрупулезно изучается членами РСА, до 18 июня 2019 г. по проекту принимаются потенциальные поправки от всех заинтересованных сторон.

Share |

Все Статьи о страховании

Добавить комментарий к материалу

Мнения экспертов портала «Страховой случай»

Эксперты пока не составили своего мнения о материале.

Добавить экспертное мнение
Чтобы оставить экспертное мнение, необходимо авторизоваться и являться экспертом портала «Страховой случай» (стать экспертом).

Комментарии посетителей портала «Страховой случай»









Страховой каталог INS.ORG.RU

Портал Страховой случай - победитель конкурса Золотой сайт как лучший портал в области страхования в России