В ожидании очередной реформы ОСАГО
Опубликовано: 15 / 10 / 2016
|
|
|
Не первый месяц ходят слухи о радикальной реформе ОСАГО, которую готовит Минфин. Рассматриваются серьезные изменения и в части порядка возмещения убытков, и в отношении печально известного коэффициента бонус-малус, и в мерах по пресечению деятельности «автоюристов». Обсуждается также возможность превращения «автогражданки» в этакую триединую сущность — в три вида полисов с разными лимитами покрытия.
|
|
Точка согласия: лихачи должны платить больше
Пожалуй, единственный пункт предложенного Минфином проекта поправок в закон об ОСАГО, который не вызывает разногласий — это ведение дополнительного коэффициента для нарушителей ПДД. Идея, кстати — ровесница «автогражданки»: в МВД предложили увеличивать стоимость полиса для лихачей еще при внедрении обязательного страхования автогражданской ответственности в далеком 2003 г.
Но при всей логичности такого подхода только сейчас он приобретает реальные черты: подготовлен законопроект, есть согласие страховщиков, проведены ориентировочные расчеты. Вот так сурово они выглядят:
Кол-во нарушений в год
|
Коэффициент
|
5-9
|
1,86
|
10-14
|
2,06
|
15-19
|
2,26
|
20-24
|
2,45
|
25-29
|
2,65
|
30-34
|
2,85
|
Свыше 35
|
3,04
|
Впрочем, коснется это лишь злостных нарушителей: 95% автомобилистов, по данным ГИБДД, совершают не более 4 нарушений в год; 5-9 нарушений — на совести 4% из оставшихся.
Так что «удар» рассчитан именно по кошелькам настоящих лихачей — основных виновников убытков страховых компаний.
Ремонт авто вместо выплат
Ущерб по ОСАГО путем компенсации ремонта — по умолчанию и без возможности увеличить выплату, денежная компенсация — только по заявлению пострадавшего. Интересен тот факт, что требованиями к СТО по ремонту транспортных средств предлагается заняться Центробанку: проверить ассортимент услуг, установить сроки ремонта, даже убедиться в продвинутости применяемых на сервисе технологий (регулятор этот момент предложение не комментировал).
Как уговорят ЦБ заняться этим делом, пока непонятно, а вот страхователей соблазнять есть чем: ремонт предлагается выполнять без учета износа автомобиля, в то время как при выборе денежной выплаты возраст машины учтут «по полной».
Таким образом убиваются сразу два порядком поднадоевших «зайца»:
· главная проблема ОСАГО — недовольство страхователей размером компенсации из-за учета износа заменяемых деталей — переносится в разрез страховщик/СТО;
· «автоюристы» заметно теряют возможности в части «накрутки» выплат по ущербу в судах.
Кстати, об автоюристах
По данным исследования, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ), до 40% посредников на рынке ОСАГО (так называемых автоюристов) составляют криминальные структуры, которые занимаются фальсификацией страховых случаев, подделкой документов и прочими противоправными делами, и только 10-15% честно помогают автомобилистам отстаивать свои права в спорах со страховыми компаниями.
Можно придерживаться разной точки зрения на деятельность автоюристов, но факт остается фактом: опасаясь судебных издержек, страховщики стали платить клиентам по ОСАГО больше, так что страхователям есть за что благодарить представителей этого уникального отечественного явления.
С автоюристами беспощадно борются. Напомним, что не далее как в июне 2016 г. в целях препятствования действиям злостных юристов-автоспецов была установлена обязанность представления страхователем поврежденного авто на осмотр страховой компании.
Впрочем, что знают российские страхователи об автоюристах? Журнал «Деньги» провел собственный опрос (охват — 4 тысячи россиян) и установил: около 70% респондентов к автоюристам никогда не обращались, 17% оценили их услуги позитивно, остальные не получили от обращения ожидаемую помощь. Даже если не считать выборку репрезентативной, результаты интересны: страховщики заявляют о беспрецедентном терроре в судах — страхователи в большинстве своем в глаза не видели этих «террористов». Может, что-то не то со статистикой?
ОСАГО будущего: три в одном
Самое «свежее» из готовящихся поправок — разделение полисов «автогражданки» на три вида с разными лимитами покрытия: до 400–500 тыс. руб. (аналог существующего), до 1 млн. руб. и до 2 млн. руб.
Новинка не без изюминки: на сегодняшний день расширить покрытие можно только за счет полиса ДСАГО, который большинство страховых компаний продавать перестали; в новом варианте расширенное покрытие становится частью ОСАГО — и делает расширенные страховки обязательными. Правда, во сколько полисы ОСАГО2 и ОСАГО3 обойдутся страхователям, можно только предполагать.
Ждем глобальную реформу ОСАГО!