01.10.2020
Страховщики и банкиры придумали, как снизить стоимость ипотечного страхования
Соответствующий доклад ВСС совместно с Ассоциацией банков Россия направили в Центробанк. Предложения об изменении подходов к страхованию рисков при ипотечном кредитовании и снижении стоимости страховых продуктов были озвучены сегодня, 1 октября 2020 г. на конференции по банкострахованию. Реализация этой инициативы позволит снизить стоимость ипотечного кредита на 0,2-0,3%, что достаточно весомо для конечного заемщика при нынешних низких ставках.
Совместное предложение подготовлено как альтернатива концепции ипотечного страхования от ЦБ, предполагающей перенесение затрат на страхование залогов при ипотеке и самих заемщиков на банковские организации.
Концепция ЦБ, вменяющая банкам от своего имени и за свой счет страховать все возможные риски (жизнь и здоровье заемщика и залоговую недвижимость) при заключении договора ипотеки, делает банк единственным выгодоприобретателем. Регулятор предлагает оценивать заемщика как слабую сторону сделки, а банк как сильную сторону, которая в состоянии получить от страховой компании скидки как оптовый заказчик. Предполагаемый результат — снижение стоимости страхования, более дешевая и доступная ипотека.
Страховщики и банкиры считают, что предложенная ЦБ модель неминуемо приведёт к повышению стоимости ипотечного кредита в связи с возложением на банке страховых затрат у банкиров есть единственный выход – повышение процентной ставки. К тому же, требования регулятора будут размываться через привлечение кэптивных страховщиков оптимизацию системы выплат.
Альтернативное предложение предполагает:
· отказ от обложения агентских вознаграждений банка НДС;
· более высокую гибкость тарифов при ипотечном кредитовании;
· стандартизацию сопутствующих ипотечному кредитованию страховых продуктов.
Предлагается, в частности, наполнение предлагаемых страховых продуктов ценности для заемщиков, а также совершенствование условий страхования — расширение числа предлагающих ипотечные страховые продукты страховщиков, использование платформы «маркетплейс» для быстрого и объективного самостоятельного выбора наиболее подходящего страхового полиса.